Место проведения вашей речи, или обстановка, подскажет вам, как лучше оправдать ожидания слушателей и какую выбрать манеру произнесения речи. Если вы планируете выступать перед своей группой, то ваша задача облегчается: поскольку ваша группа встречается регулярно в одно и то же время в одной и той же ситуации и обстановка для вас будет знакомой. Однако при выступлении в других условиях вам потребуется время, чтобы приспособиться к обстановке. Давайте посмотрим, на какие вопросы важнее всего ответить в связи с обстановкой, в которой вам предстоит выступать.

Насколько большой будет аудитория? Если вы предполагаете, что аудитория будет маленькой (до 50 человек или около того), то вы сможете стоять к слушателям довольно близко, чтобы говорить нормальным голосом и чувствовать себя раскованно. И наоборот, если аудитория, перед которой вы будете выступать, большая, вероятно, вам понадобится микрофон, и вы вряд ли будете передвигаться по помещению.

В какое время суток вы планируете выступить? Совершенно разного подхода требуют речи, которые произносят ранним утром и сразу после ленча или вечером. Если, например, по расписанию вы должны произносить речь после еды, то слушатели могут расслабиться, вести себя апатично и даже задремать. В результате у вас появится желание привлечь к себе больше внимания (предоставить слушателям больше примеров, иллюстраций и историй), чтобы преодолеть возможный недостаток внимания.

Когда по программе вы должны выступать? Если ваше выступление единственное или основное, то у вас есть очевидное преимущество — внимание будет приковано к вам. Однако в ситуации, когда произносится много речей, ваша очередь может повлиять на то, как вас примут. Например, если вы выступаете первым, вам может потребоваться «разогреть» слушателей и подготовиться к тому, что слушатели будут отвлекаться, когда придут опоздавшие. Если вы произносите речь последним, то вы должны учитывать, что слушатели, как правило, устают после того, как прослушают несколько речей подряд.

Сколько времени вам отведено? Для речи в студенческой аудитории, как правило, отводится мало времени, так что не следует перегружать речь информацией. «Три основные причины ухудшения окружающей среды» можно описать за пять минут, а вот «историю влияния человека на природу» вряд ли. Проблема ограниченности времени на выступление характерна не только для речей, произносимых перед учащимися. Любая обстановка накладывает явные или неявные ограничения на время выступления. Например, воскресная проповедь в церкви может длиться в пределах 20-30 минут.

Чего ждут слушатели? Каждый случай, в связи с которым произносится речь, создает конкретные ожидания. Например, на воскресной проповеди в епископальной церкви паства ждет, что священник будет говорить на религиозные темы. Что касается речей в студенческой группе, то аудитория ждет, что речь будет соответствовать заданию. Если задание для речи определено (нужно предоставить информацию или убедить), ясна форма (демонстрация или описание) или тема (анализ на основании книг или рассказ о текущих событиях), то ваша цель должна отражать характер этого задания.

Где вы должны произносить речь? Поскольку аудитории бывают разного размера, в них не одинаковое освещение и сиденья разной формы, то на все эти факторы перед презентацией вам нужно обратить внимание. Если вы будете делать доклад в длинном узком помещении, то вам придется говорить громче обычного, так, чтобы вас слышали задние ряды. В комнате с плохим освещением убедитесь, что свет включен и что жалюзи и ставни открыты, так чтобы помещение стало как можно светлее.

Если вы будете произносить речь в незнакомой аудитории, то условия могут оказаться самыми разными. Выясните все накануне и перед тем, как произносить речь попросите предоставить информацию о вместительности помещения, его форме, количестве рядов, характере освещения, наличии сцены или трибуны, расстоянии между выступающим и первым рядом и т. д.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Основные черты экспериментальных исследований
Со времен Вудвортса психологи рассматривают эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные не ...

Результаты: основной эффект и взаимодействие
Факторные исследования дают два вида результатов: основной эффект и взаимодействие. Основной эффект показывает общее влияние независимых переменных, а взаимодействие отражает совместное действие п ...

Проблемы искажения
Поскольку в психологических исследованиях экспериментаторы, а обычно и испытуемые, — это люди, то есть вероятность появления некоторого «искажения», попытки предугадать, что должно произойти в ход ...