рать меня, но сам не хочет ничего менять .». Это спонтанная, основополагающая информация, так как благодаря ей онтопсихолог получает сигналы о состоянии клиента. Онтопсихолог никак не выказывает своего понимания всего этого, ведет себя обычно, вежливо и учтиво.

Три четверти часа первой консультации посвящены диалогу, во время которого клиент свободно высказывается, а онтопсихолог крайне внимательно выслушивает его, изредка вступая в кажущуюся внешне непринужденной беседу. С клиентом, решившим познать себя и овладеть собой до самого основания, онтопсихолог должен:

1) сначала осмотреть его так, чтобы увидеть его целиком, 2) установить разницу между тем, что он есть, и насколько он есть то, что он есть, и тем, насколько он себя осознает, 3) применить то, чему он научился от Ин-се клиента. Практически онтопсихолог учит (или вербализует) клиента тому, что он узнает из целостности подлинного бессознательного субъекта. Во время психотерапии клиент всего-навсего усваивает или осознает себя в реальности.

Особым материалом консультации служат: 1) событие, послужившее мотивом для обращения к психотерапевту или ставшее причиной возникновения проблемы;

2) мнение клиента об этой проблеме; 3) онейрический материал.

Во время первого посещения клиент вербализует причину своего прихода. Обычно он лжет (клиент всегда бессознательно лжет самому себе), однако, если он пришел, это означает, что ему плохо, что он страдает, даже если он не может точно указать причину этого. При первой встрече психотерапевт просит его рассказать о той проблеме, которая, по мнению клиента, у него имеется, и какой-нибудь сон. Во время рассказа он должен быть очень внимателен, поскольку — особенно в первые десять минут — клиент бессознательно выкладывает все: он говорит все, хотя сам этого и не замечает. Первое, о чем говорит клиент на первой встрече, должно быть взято под особый контроль. Ни ответы, ни объяснения пока не требуются. По окончании сеанса психотерапевт сообщает клиенту, носит ли его проблема психологический характер и есть ли необходимость провести клинический анализ.

Установив, что проблема клиента носит психологический характер, психотерапевт составляет программу посещений, включающую определенное их количество и день следующей встречи. Предоплата с клиента не взы-мается, он платит каждый раз отдельно. Каждая консультация не должна длиться более сорока пяти минут: все, что длится дольше, вредит клиенту, так как позволяет комплексу вернуться вновь.

Во время психотерапевтического сеанса нельзя отвлекаться на телефонные звонки, пускать кого-либо в комнату или позволять мешать проведению консультации. Время, отведенное клиенту, должно стать тем чистым листом, который дан клиенту, чтобы писать на нем вместе с психотерапевтом.

После окончания сеанса (как индивидуального, так и группового) психотерапевт не должен позволять клиенту вступать с ним в частную беседу наедине, дипломатично посоветовав ему отложить разговор до следующего раза. Если же психотерапевт соглашается продолжить разговор, то клиент переносит на него свою проблему в виде навязчивости, аннулируя динамическое действие психотерапии.

После первой ориентировочной встречи следуют шесть-семь сеансов. Встречи могут проходить один-два раза в неделю. Во время этих встреч клиент рассказывает обо всей своей жизни: о всевозможных моментах своего детства, о близких, об истории своей жизни. Постепенно от самых простых вещей (мама, папа, дедушка, бабушка, религия и т.д.) он перейдет к аффективным и сексуальным аспектам своей жизни. Чтобы клиент полностью раскрылся, психотерапевт должен проявить немалую ловкость. Кроме того, каждый раз необходимо анализировать сновидения (на первой консультации сновидение не объясняется), которые дают реальную картину ситуации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Причины использования планов с малым N
Несмотря на популярность в современной психологии планов с большим N, исследования с одним или несколькими испытуемыми внесли и продолжают вносить важный вклад в развитие знаний о поведении. Как в ...

Упражнения
В дополнение к заданиям для повторения в конце каждой главы приводятся упражнения. Они представляют собой вопросы, побуждающие вас думать так, как это делают психологи-исследователи, и применять з ...

Способы познания
Давайте задумаемся над чем-нибудь, что мы считаем безусловно верным. Это может быть нечто совсем простое, вроде мысли о том, что сад лучше поливать утром, а не вечером, или нечто сложное, как, нап ...