Людей приглашают произносить речи, потому что они считаются экспертами в данной области, но выбирать наилучшую тему часто приходится самому докладчику. В чем различие между предметом и темой? Предмет — это определенная область знаний, например фондовая биржа, когнитивная психология, бейсбол или Ближний Восток. Тема — это какой-то конкретный аспект предмета. Таким образом, авторитетный человек, разбирающийся в фондовой бирже, готов говорить об особенностях Нью-Йоркской фондовой биржи, индексе Nasdaq,

стратегиях инвестиций, «бычьем» или «медвежьем» рынке2.

Цель этого раздела — помочь вам определить интересующую вас область и затем выбрать конкретные темы из этой области.

Предмет

— определенная область знаний.

Тема

— конкретный аспект предмета.

Как выбрать предмет выступления

Когда вы собираетесь произнести речь, воспользуйтесь теми же критериями для определения темы, которые применяют в своей практике профессиональные докладчики. Сначала выясните: 1) какая область знаний имеет для вас большое значение; 2) в какой области вы что-то знаете. Затем выберите подходящие темы из этой области.

Этим критериям, вероятно, будут удовлетворять такие темы, как ваше призвание (основная специальность, будущая профессия или работа в настоящее время), ваше хобби или любимое занятие в часы досуга, особые интересы (социальные, экономические, образовательные или политические). Так, если ваше призвание — розничная торговля, ваше любимое занятие — теннис, но больше всего вас беспокоят проблемы неграмотности, злоупотребления алкоголем и наркотиками, токсичных отходов, то для вашей речи вы можете выбрать какую-то одну из этих тем.

Есть соблазн просто рассказать о чем-то, что хотят услышать люди. Однако аудитория предпочитает слушать оратора из-за его кажущейся компетентности или понимания определенного предмета. Даже профессиональные ораторы могут попасть впросак, если возьмутся рассуждать на малознакомые темы.

Если вы неопытный докладчик, то для вас важно выбрать темы в таких областях, в которых вы уже несколько лет или месяцев работали или которые изучали.

В табл. 12.1 приводятся предметные области, названные студентами из двух групп в качестве своего призвания, хобби, интереса или предмета для изучения. Вы будете более эффективным оратором, если тщательно спланируете свою речь, чтобы

Вы будете более эффективным оратором, если тщательно спланируете свою речь, чтобы цель речи стала очевидной для аудитории.

Выбор тем с помощью «мозгового

штурма»

Как только вы определили интересующую вас область, вам в голову могут прийти несколько подходящих тем. Для выбора лучших из них требуется составить список из нескольких тем. Чтобы стимулировать мышление, попытайтесь применить метод «мозгового штурма». Как мы уже обсуждали в главе 10, это метод свободных ассоциаций, направленный на то, чтобы генерировать как можно больше идей.

Чтобы отобрать темы с помощью мозгового штурма, нужно разделить лист бумаги на три колонки. Используйте заголовки в табл. 12.1 в качестве образца и запишите названия предметов наверху в каждой колонке. Работайте, по крайней мере, несколько минут с каждой колонкой и придумайте по несколько тем для каждой области. Несмотря на то, что вам, может быть, не удастся заполнить все колонки сразу, попробуйте перечислить, по крайней мере, двадцать тем в каждой колонке, прежде чем вы начнете их оценивать. Когда список в каждой колонке завершен, прочтите заголовки и найдите темы, которые кажутся вам особенно важными или могут представлять интерес для вашей аудитории. Например, человек, который назвал «магию» в качестве своего хобби, может назвать те же темы, что приводятся в табл. 12.2.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Заключение
Эта книга охватывает широкий спектр теорий и методологических подходов — от классического психоанализа до теории сложности заданий, включая основные теории черт личности и способностей. Кроме того, ...

Виды психологических исследований
Есть различные классификации психологических исследований. Например, можно выделить фундаментальные и прикладные исследования, можно классифицировать их по условиям проведения и по преобладанию ка ...

Проблемы, связанные с участниками
Угроза внутренней валидности может также исходить от участников исследования. Кук и Кэмпбелл в 1979 г. выделили две связанные с этим проблемы. ...