Если группа собирается обсудить какую-либо проблему, это еще не означает, что она придет к решению. Некоторые группы часами подробно обсужда-Есть старая пословица: «Верблюд — это лошадь, ют вопрос, только чтобы перенести собрание, так созданная в результате компромиссов». Хотя это ничего и не решив. Конечно, иногда группы обсуж-шутка, для описания работы некоторых групп это дают такие серьезные проблемы, что решение не мо-высказывание подходит как нельзя лучше. Если мы жет быть принято в результате лишь одного собра-хотим избежать ситуации, когда в результате полу- ния.

чается верблюд вместо лошади, нам необходимо по- В таких случаях важно, чтобы люди ушли с собра-нять, как оценить эффективность группы и как, на ния с ясным пониманием того, какими должны быть основе этих оценок, оптимизировать работу группы. следующие шаги. Когда группа «заканчивает» свою Группы можно оценить по качеству решений, каче- работу без достижения каких бы то ни было решений, ству исполнения ролей и качеству лидерства. может появиться чувство разочарования и крушения надежд.

Решение

Личное участие и модели поведения служит одним из методов оценки качества группового решения на основе трех главных составляющих: характеристики группы, отношений между ее членами и способности группы решать проблемы.

Вопросник на рис. 11.1 Хотя группа будет работать и без хорошего лидера, она не может функционировать без участников, которые добровольно будут выполнять функции.

Имя участника

Оцените данного участника по следующим пунктам по шкале от 1 до 5: 1 — превосходно, 2 — хорошо, 3 — средне, 4 — весьма посредственно, 5 — плохо.

Поведение на собрании

1. Подготовка и осведомленность.

2. Сообщение о своих идеях и взглядах.

3. Внимательное выслушивание идей других участников.

4. Вежливое выражение несогласия.

5. Выполнение заданий.

Исполнение ролей, направленных на выполнение задачи

1. Сообщение информации или выражение взглядов.

2. Поиск информации.

3. Анализ информации.

Исполнение процедурных ролей

1. Действия в качестве «диспетчера».

2. Действия в качестве «протоколиста».

3. Действия в качестве «хранителя».

Исполнение поддерживающих ролей

1. Действия в качестве «сторонника».

2. Действия в качестве «релаксатора».

3. Действия в качестве «гармонизатора».

4. Действия в качестве «переводчика».

Избегание эгоцентрических ролей

1. Избегание действий в качестве «агрессора».

2. Избегание действий в качестве «шутника».

3. Избегание действий в качестве «отсутствующего».

4. Избегание действий в качестве «монополиста».

Качественный анализ

На основе проведенного вами количественного анализа дайте описание (объемом от двух до пяти абзацев) участия в общей работе данного члена группы. Приведите конкретные примеры поведения участника собрания, подтверждающие ваши выводы.

Рис. 11.3.

Бланк для оценки индивидуального участия

ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Анализ участия

Разделите группу на подгруппы с количеством участников от четырех до шести. Перед каждой подгруппой следует поставить проблему для решения, которое потребует исследования, или члены группы должны выбрать ее самостоятельно. После исследования проблемы каждой группе дается приблизительно от тридцати до сорока минут, чтобы провести дискуссию по решению этой проблемы. Пока группа А обсуждает, члены группы Б занимаются наблюдением и после дискуссии анализируют действия членов группы А. Чтобы попрактиковаться в использовании всех трех бланков оценки, одна треть наблюдателей анализирует решения (рис. 11.2), одна треть — действия отдельных членов (рис. 11.3) и еще одна — лидерство (рис. 11.4). После обсуждения наблюдатели делятся своими наблюдениями с группой. На следующем занятии группа Б дискутирует, а группа А наблюдает и анализирует.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Разработка исследований на основе теорий
В главе 1 были кратко описаны цели науки психологии и в качестве одной из таких целей было названо объяснение поведения. По сути, процесс объяснения представляет собой процесс построения и проверк ...

Наблюдение
Как вы узнали из главы 1, в которой рассматриваются цели психологии, поведение невозможно предсказывать и объяснять, им нельзя управлять без предварительного точного описания этого поведения. Глав ...

Проблемы искажения
Поскольку в психологических исследованиях экспериментаторы, а обычно и испытуемые, — это люди, то есть вероятность появления некоторого «искажения», попытки предугадать, что должно произойти в ход ...