Периодически проверяйте, готова ли группа принять решение. Лидер группы должен почувствовать момент всеобщего согласия и направить группу к официальному принятию решения, когда он считает, что дискуссия уже не может добавить ничего существенного.

Придерживайтесь выработанных группой правил принятия решений. Руководитель должен следить за тем, чтобы группа придерживалась выработанных ею правил принятия решений. Если группа приходит к решению при взаимном согласии, лидер должен быть уверен, что все члены группы чувствуют, что выбранная альтернатива именно та, которую они могут поддержать. Если же группа принимает решение большинством голосов, то лидер должен назначить голосование и подсчитать результат.

Прежде чем завершить собрание, подведите итоги работы. Прежде чем закончить собрание и убедиться, что каждый член группы покинет его, ясно сознавая, чем оно закончилось, лидер должен подвести итоги того, что произошло на собрании, снова повторить об ответственности членов группы за принятое решение и обсудить следующие шаги.

Попросите группу решить, есть ли необходимость в другом собрании, а также назначить дату и время этого собрания. Для действующих групп проведение собраний — это не самоцель. Руководители должны выяснить у членов группы, нужны ли им в будущем собрания, и если да, то когда. Общие цели будущих собраний определит повестка дня, которую нужно подготовить. Рис. 11.1. Повестка дня для Совета по Интернет-курсам

Рис. 11.1. Повестка дня для Совета по Интернет-курсам Лидеры должны знать, в каких ролях нуждается группа в определенное время.

Лидеры должны знать, в каких ролях нуждается группа в определенное время.

Завершение собрания

Обсудите результаты и ход собрания. Хороший лидер повышает свою эффективность, анализируя предыдущее собрание. Лидеру нужно обдумать, выполнило ли собрание свои задачи и упрочилась ли при этом сплоченность группы.

Подготовьте и распространите резюме с результатами собрания. Несмотря на то, что в некоторых группах имеется человек, работающий как «протоколист», который и распространяет протоколы, многие группы полагаются в этом на своих лидеров. Запись сведений о том, что было согласовано, какие были решены вопросы и какие следует предпринять следующие шаги, должна напомнить членам группы о работе, которую им предстоит проделать. Если в группе есть «протоколист», лидер должен проверить и убедиться, что протоколы будут распространены в надлежащее время.

Восстановите разрушенные отношения с помощью неформального разговора. Если в течение собрания прошли горячие дебаты, вполне вероятно, что некоторые люди испортили отношения с другими или покинули собрание расстроенными или обиженными. Лидеры могут помочь восстановить отношения, разыскав этих участников и поговорив с ними. Внимательно выслушав их, лидер поможет им успокоиться и возвратиться в группу.

Проследите, как члены группы справляются с заданиями, поставленными перед ними. Лидер должен проверить, не столкнулись ли члены группы с какими-либо проблемами при выполнении конкретных заданий.

Оцените группу в целом по каждому из следующих вопросов, используя эту шкалу: 1 — всегда, 2 — часто, 3 — иногда, 4 — редко, 5 — никогда.

Характеристики групп

1. Имела ли группа ясно определенные цели, с которыми было согласно большинство ее членов?

2. Соответствовал ли размер группы поставленным задачам?

3. Был ли состав группы достаточно разнообразным, чтобы гарантировать отражение всех важных точек зрения?

4. Помогала ли сплоченность группы в решении задач?

5. Помогали ли групповые нормы в достижении целей и поддержке отношений?

6. Способствовали ли физические условия выполнению работ?

Отношения между членами группы

1. Проявляли ли члены группы уважение друг к другу?

2. Комфортно ли было членам группы взаимодействовать между собой?

3. Было ли время для выступлений равномерно распределено между всеми членами группы?

4. Рассматривались ли конфликты как позитивный опыт?

5. Получали ли члены группы удовольствие от совместной работы?

Решение проблем группой

1. Имела ли группа время, чтобы сформулировать проблему?

2. Была ли представлена необходимая информация, чтобы помочь группе в понимании проблемы?

3. Выработала ли группа критерии, прежде чем предлагать решения проблемы?

4. Были ли критерии достаточно обсуждены и основаны на всей доступной информации?

5. Использовала ли группа эффективный метод мозгового штурма, чтобы создать исчерпывающий перечень альтернативных решений проблемы?

6. Оценивала ли группа беспристрастно и тщательно каждую альтернативу по всем критериям решения проблемы?

7. Придерживалась ли группа правил решения проблем, делая выбор из тех альтернатив, которые удовлетворяли выбранным критериям?

8. Пришла ли группа к решению, которое согласились поддержать ее члены?

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Использование корреляций
Принимая во внимание подводные камни интерпретации корреляций, а также тот факт, что желаемые выводы о причинах и следствиях могут быть сделаны только на основании настоящих экспериментов с управл ...

Один фактор — более двух уровней
Если в экспериментах используется одна независимая переменная, ситуация, когда изучаются только два ее значения, является скорее исключением, чем правилом. В большинстве однофакторных исследований ...

Цель и содержание оперативного анализа
На каждом предприятии ежедневно принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа. Основой принятия решений по регулированию производства явля ...