ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕНЫХ

Гейл Т. Фэрхерст, преподаватель искусства коммуникации, Университет Цинциннати, Руководство в организационной работеГейл Т. Фэрхерст, которая посвятила свою жизнь изучению организационного общения,

Гейл Т. Фэрхерст, которая посвятила свою жизнь изучению организационного общения, не считает качества лидера характерной чертой, которой обладают только некоторые люди. По ее мнению, эти качества не являются также простым набором поведенческих черт, которые могут быть изучены и затем использованы в любых ситуациях. Скорее, как убедили Фэр-херст ее исследования, лидерство — это процесс создания социальной действительности путем управления значением, которое приписывается определенным типам поведения, видам деятельности, программам и событиям. Кроме того, она считает, что руководство лучше понимается как реляционный процесс.

В настоящее время работа Фэрхерст сосредоточена на том, как лидеры используют различные фреймы для презентации проблем в группе. Фрей-минг — это процесс управления смыслом информации путем отбора и освещения одних аспектов темы и исключения других. Когда мы сообщаем наши фреймы другим, мы управляем смыслом, потому что мы утверждаем, что наше толкование темы должно быть воспринято как «истинное» по сравнению с другими возможными объяснениями. Выбор вербальных фреймов для тех или иных фактов — это один из способов, которым лидеры влияют на восприятие смысла работниками и другими людьми.

Фрейминг особенно важен, когда в организации происходят изменения, например сокращение штатов. Чтобы чувствовать себя увереннее в период изменений, члены организации пытаются понять, что принесут перемены каждому из них и как они повлияют на их работу в организации. От руководителей ожидают помощи членам группы в понимании того, что происходит и чем это чревато. Применяя фрейминг для объяснения смысла перемен, лидеры отбирают и освещают одни особенности перемен и преуменьшают значение других, как бы используя увеличительное стекло, с помощью которого члены организации могут лучше понять значение перемен.

В книге Искусство фрейминга (в соавторстве с Робертом Сарром) Фэрхерст пишет, что лидеры используют пять языковых форм, или способов, для фреймин-га информации: метафоры, жаргон или афоризмы, противопоставления, угол зрения и примеры. Метафоры показывают, что изменения подобны чему-то уже знакомому. Например, лидеры могут сравнить ситуацию в организации при сокращении штатов с весовыми категориями в профессиональном боксе, сетуя, что организация «разжирела и нуждается в снижении веса для перехода в другую весовую категорию, чтобы повысить свою эффективность». Жаргон или афоризмы подобны метафорам, потому что они помогают понять изменения на знакомом нам языке. Фрейминг путем противопоставлений помогает нам понять изменения, прежде поняв, что может принести отсутствие изменений. Лидеры могут использовать противопоставление, предполагая, что сокращение штатов «это не попытка разрушить единство команды, а просто возможность оставаться конкурентоспособными». Другой угол зрения помогает рассмотреть изменение как с позитивной, так и с негативной стороны. Лидеры могут использовать позитивные стороны изменений, обращая внимание на то, что компания не будет настаивать на увольнениях, но будет использовать преждевременный уход на пенсию и естественный отток рабочих, снижая число работающих. Фрейминг с помощью примеров делает изменения более реальными в глазах работающих. Так, можно подробно рассказать об успехе другой известной компании, которая использовала ту же самую стратегию.

Есть ли в группе формальный лидер? Кто является неформальным лидером? Как он появился? Что в его действиях говорит о том, что этот человек выполняет функции лидера? Почему никто из прочих членов группы не стал неформальным лидером? Предположим, цель, стоящая перед вашей группой, была изменена. Каким образом это повлияет на лидерство в вашей группе?

В течение второй стадии приемлемые для группы претенденты могут соперничать в борьбе за власть. Иногда один из претендентов на лидерство становится неформальным лидером, потому что группа стоит перед кризисом, который распознал этот член группы, и он может помочь группе справиться с ситуацией лучше, чем другие. В других случаях претендент может стать неформальным лидером, потому что один или более членов группы испытывают доверие к нему и открыто поддерживают попытки воздействия, предпринимаемые претендентом.

В некоторых группах один из претендентов со временем будет признан большинством участников группы неформальным лидером. В других группах двое или более претендентов могут удобно разделить неформальное лидерство, приспосабливаясь и взаимно дополняя друг друга. Например, один лидер действует особенно гармонично в групповых взаимоотношениях и использует влияние, чтобы не позволить конфликту разрушить нормальные отношения в группе. Другой лидер не дает группе отклоняться от повестки дня во время собрания. Однако в основном члены группы будут более восприимчивы к неформальному лидерству тех претендентов, которые обеспечивают соответствующие сочетания процедурных, ориентированных на цель и поддерживающих отношения влияний.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Результаты: основной эффект и взаимодействие
Факторные исследования дают два вида результатов: основной эффект и взаимодействие. Основной эффект показывает общее влияние независимых переменных, а взаимодействие отражает совместное действие п ...

Валидность экспериментальных исследований
В главе 4 было введено понятие валидности в применении к измерениям. Этот термин также применяется к эксперименту в целом. Так же как измерение считается валидным, если измеряется именно то, что п ...

Один фактор — более двух уровней
Если в экспериментах используется одна независимая переменная, ситуация, когда изучаются только два ее значения, является скорее исключением, чем правилом. В большинстве однофакторных исследований ...