«Агрессорам» нужно противостоять и побуждать их к более конструктивному поведению. Их следует спросить о том, понимают ли они, что они делают, и осознают ли влияние своего поведения на группу.

«Шутники» пытаются привлечь внимание к себе, дурачась, передразнивая других или вообще превращая в шутку все происходящее.

«Шутник»

— человек, который пытается привлечь внимание к себе, дурачась, передразнивая других или вообще превращая в шутку все происходящее.

В отличие от снимающего напряжение, «шутник» не концентрируется на помощи группе в снятии стресса или напряжения. Скорее, «шутник» мешает работе, когда группа пытается сосредоточиться на задаче. «Шутникам» необходимо противостоять, чтобы группа работала продуктивно, и поощрять их, когда группа нуждается в перерыве.

От «отсутствующих» можно ожидать решения их собственных проблем за счет группы, путем уклонения от дискуссии или работы группы.

«Отсутствующий»

— человек, который решает свои собственные проблемы за счет группы, путем уклонения от дискуссии или работы группы.

Иногда «отсутствующие» добиваются такого эффекта, физически отсутствуя на собрании. В других случаях они присутствуют физически, но молчат в ходе дискуссии или отказываются нести ответственность за работу. Если человек принимает на себя эту роль, необходимо выяснить, почему он ее выбрал. Когда возможно, цели «отсутствующего» необходимо привести в соответствие целям группы. Например, члены группы заметили, что Марианна опаздывает на собрания и выглядит неподготовленной к ним. Группа наконец решила с ней побеседовать, и выяснилось, что Марианна опаздывает из-за своей работы. Она также сообщила, что не принимает участия в обсуждении, потому что отсутствовала на многих дискуссиях. Группа смогла изменить время встреч, и Марианна стала полноправно действующим членом.

От «монополистов» можно ожидать непрерывного разговора, они стараются создать впечатление, что хорошо осведомлены и ценны для группы.

«Монополист»

— человек, который непрерывно говорит, стараясь создать впечатление, что он хорошо осведомлен и ценен для группы.

Следует поощрять их, когда их комментарии полезны, но останавливать их, когда они говорят слишком много или когда их комментарии бесполезны.

Нормальное распределение ролей

Сколько времени в «нормальных» группах отводится на исполнение различных ролей, описанных в этом разделе? Согласно Роберту Бейлзу (Bales, 1971), одному из ведущих исследователей процессов группового общения, от 40% до 60% времени дискуссии тратится на передачу информации и выяснение сведений и взглядов; от 8% до 15% времени — на выявление расхождений во мнениях, напряженные или конфликтные состояния; и от 16% до 26% времени дискуссия проходит в атмосфере согласия и дружелюбия (функции позитивной поддержки). Следует соблюдать два правила эффективного функционирования группы: (1) приблизительно половину всего времени обсуждения нужно делиться информацией и (2) время, когда группа пребывает в согласии, должно намного превышать период несогласия в группе.

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также

Валидность экспериментальных исследований
В главе 4 было введено понятие валидности в применении к измерениям. Этот термин также применяется к эксперименту в целом. Так же как измерение считается валидным, если измеряется именно то, что п ...

Психоаналитическая теория Фрейда
Теория Зигмунда Фрейда включена в эту книгу по нескольким причинам. Это была одна из самых первых четко сформулированных современных теорий личности, и она все еще сохраняет влияние в ряде дисциплин ...

Использование корреляций
Принимая во внимание подводные камни интерпретации корреляций, а также тот факт, что желаемые выводы о причинах и следствиях могут быть сделаны только на основании настоящих экспериментов с управл ...