Исследования показывают, что группы используют много различных подходов к решению проблем. Некоторые группы продвигаются к решению линейно, проходя серию шагов для достижения согласия, другие движутся по спиральной схеме, внутри которой они уточняют, принимают, модифицируют, отвергают и комбинируют идеи по мере их развития. Но как бы ни шла группа к решению, по какой-нибудь приближенно упорядоченной схеме или творческими порывами, заходами и стартами, те группы, которые в итоге приходят к высококачественным решениям, обычно выполняют во время своих размышлений определенные задачи. Эти задачи включают формулировку конкретной проблемы, анализ проблемы, выработку критериев, которым должно соответствовать эффективное решение, нахождение возможных альтернативных решений проблемы, сверку этих альтернативных решений с критериями и определение наилучшего решения или комбинации решений.

Постановка проблемы

Большая часть «пробуксовок» происходит на ранних стадиях дискуссии в группе, как результат того, что члены группы не понимают, какие конкретно цели перед ними стоят. Обязанность человека, учреждения или «материнской» группы, сформировавшей данную группу, — дать группе задание, например, «разработать новый способ отбора людей для назначения им прибавки к зарплате». Однако задание редко бывает сформулировано таким образом, что у группы не возникает необходимости прояснить его для себя. Даже если задание кажется ясным, эффективная группа захочет убедиться в том, что она фокусирует свое внимание на действительной проблеме, а не на симптомах проблемы. Посмотрим снова на задание: «разработать новый способ отбора людей для назначения им прибавки к зарплате». Что здесь не так с определением проблемы? «Разработать новый способ отбора» — слишком общие слова, для того чтобы нести конкретный смысл. Более четко вопрос следовало бы поставить так: «Каков важнейший критерий при отборе людей для назначения им прибавки к зарплате?».

Но даже если группа получает четко сформулированное задание, ей необходимо собрать информацию, прежде чем она сможет точно определить конкретную проблему. Для этого требуется, чтобы группа понимала происхождение, историю и текущее состояние проблемы. Это означает, что ей нужно собрать и осмыслить много разнообразной информации.

Группа должна как можно раньше дать формальное письменное определение проблемы. Пока группа не придет к согласию относительно формальной постановки проблемы, вероятность того, что эта группа окажется способной работать совместно над ее решением, крайне мала.

Эффективные формулировки проблем обладают четырьмя свойствами.

Они изложены в виде вопросов. Группа, созданная для разрешения проблемы, начинает с предположения, что решение еще не найдено, поэтому проблемы должны ставиться как вопросы, на которые надо ответить. Например, комитет по назначению надбавок может определить проблему, которую он будет решать, следующим образом: каков наиболее важный критерий для назначения надбавки? Формулировка стоящей перед группой проблемы в виде вопроса способствует развитию исследовательского духа.

Они содержат только одну центральную идею. Если задание включает в себя два вопроса, например, Должен ли колледж сократить свои учебные планы по иностранным языкам и социальным наукам? группа должна разбить его на два отдельных вопроса: Должен ли колледж сократить свои учебные планы по иностранным языкам? Должен ли колледж сократить свои учебные планы по социальным наукам?

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Валидность экспериментальных исследований
В главе 4 было введено понятие валидности в применении к измерениям. Этот термин также применяется к эксперименту в целом. Так же как измерение считается валидным, если измеряется именно то, что п ...

Факторный анализ
Факторный анализ — это статистический инструмент, который лежит в самой основе исследования индивидуальных различий. Многочисленные варианты его использования включают конструирование тестов, выявл ...

Квазиэкспериментальные планы
Строго говоря, «настоящие» экспериментальные исследования проводятся с использованием управляемых независимых переменных и либо эквивалентных групп в случае межсубъектных планов, либо позиционного ...