Группы обычно проходят несколько стадий развития. Хотя для описания этих стадий было предложено много различных моделей, широкое распространение получила модель Такмана (Tuckman, 1965), поскольку в ней выделяются центральные вопросы, с которыми встречается группа на каждой стадии своего развития. Он назвал эти стадии «формирование», «шторм», «выработка норм», «выполнение задачи» и «закрытие». Современные исследования (Wheelen & Hochberger, 1996) подтверждают, что реально наблюдаемые группы действительно проходят через каждую из этих стадий. В этой части главы мы опишем каждую из стадий развития группы и поговорим о природе общения во время прохождения каждой фазы.

Формирование

— начальная стадияразви-тия группы, в течение которой люди приходят к ощущению того, что группа ценит и принимает их так, чтобы они могли идентифицировать себя с группой.

Формирование

Формирование — это начальная стадия развития группы, в течение которой люди приходят к ощущению того, что группа ценит и принимает их, так чтобы они могли идентифицировать себя с группой. Первое время существования любой группы отдельные ее члены наверняка будут испытывать некоторый дискомфорт, вызванной неопределенностью, с которой они встречаются в новой для себя социальной ситуации. Отношения на этой стадии могут характеризоваться особенной вежливостью и «пробным прощупыванием», когда члены группы пытаются познакомиться друг с другом, понять, как будет работать группа, и найти свое место в ней. Во время формирования любые реальные несогласия между людьми остаются незамеченными, поскольку члены группы стараются показать себя гибкими. Если группа формально назначает своих лидеров, на этой стадии члены группы ориентируются на них в своем поведении. Члены группы стараются приспособиться друг к другу и предстать друг перед другом приятными людьми.

Андерсон (Anderson, 1988) утверждает, что во время формирования группы следует выражать положительные отношения и чувства, удерживаясь от резких или несогласных замечаний, пытаться немного раскрывать себя и ждать, пока на это ответят взаимностью, стараться быть дружелюбными, заинтересованными и открытыми по отношению к другим. Это значит, что здесь можно использовать навыки активного слушания и эмпатии, чтобы лучше познакомиться с другими членами группы, а также улыбаться, кивать и поддерживать доброжелательный зрительный контакт, чтобы сделать общение чуть более свободным.

«Шторм»

«Шторм» — это стадия развития группы, в течение которой группа проясняет свои цели и определяет, какое место каждый из членов будет занимать в групповой структуре власти. Стресс и напряжение, возникающие в группе, когда она начинает принимать решения, — естественный результат столкновения конфликтующих идей, мнений и характеров, которые начинают проявляться в процессе принятия решений. Если на стадии формирования члены группы озабочены тем, чтобы лучше приспособиться друг к другу, то на стадии «шторма» они хотят выразить свои идеи и мнения и найти свое место. Один или несколько членов группы могут поставить под сомнение или оспорить позицию формального лидера группы в некоторых вопросах. В группах, где нет формально назначенных лидеров, возможно соперничество за неформальное лидерство. Во время этой фазы исключительная вежливость, имевшая место ранее, может смениться ехидными комментариями, саркастическими замечаниями или агрессивными пикировками между некоторыми членами группы. Во время «шторма» члены группы могут вставать на чью-либо сторону, формировать фракции и коалиции.

«Шторм», если держать его под контролем, является важной стадией развития группы. Находясь в периоде «шторма», группа рассматривает альтернативные идеи, мнения и взгляды. Хотя «шторм» имеет место во всех группах, некоторые справляются с ним лучше, чем другие. Когда группу «штормит» слишком сильно, ее выживание может оказаться под угрозой. Если в группе не происходит «шторма», она может испытать на себе феномен «огруппления» — ухудшение умственной продуктивности, ослабление проверки на реалистичность и снижение способности к моральным оценкам, — который возникает в результате внутригруппового давления (Janis, 1982). Чтобы избежать «огруппления», следует поощрять конструктивное несогласие, следить за собственной речью, воздерживаясь от оскорбительных слов и подстрекательских замечаний и применять навыки активного слушания, изученные нами ранее, делая акцент на перефразировании и прямых вопросах (Anderson, 1988).

«Шторм»

— стадия развития группы, в течение которой группа проясняет свои цели и определяет, какое место каждый из членов будет занимать в групповой структуре власти.

«Огруппление»

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Упражнения
В дополнение к заданиям для повторения в конце каждой главы приводятся упражнения. Они представляют собой вопросы, побуждающие вас думать так, как это делают психологи-исследователи, и применять з ...

Публичное выступление
Для вас важно совершенствование навыков публичной речи. Вы можете спросить, почему? Дело в том, что эти навыки расширяют ваши возможности. В публичных выступлениях эффективный оратор может передат ...

Разработка исследований на основе теорий
В главе 1 были кратко описаны цели науки психологии и в качестве одной из таких целей было названо объяснение поведения. По сути, процесс объяснения представляет собой процесс построения и проверк ...