Нормы могут развиваться путем формальных обсуждений и неформальных групповых процессов (Johnson & Johnson, 2000). Некоторые группы предпочитают формулировать основные правила, предписанные нормы поведения, способствующие достижению целей группы и организации общения ее членов. К таким правилам могут относиться требования придерживаться повестки дня, не перебивать и активно слушать других, полноценно участвовать в работе группы, не переходить на личности в спорах и принимать решения совместно.

В большинстве групп, однако, нормы возникают неформально. Когда мы становимся членами новой группы, мы пытаемся вести себя так, как вели себя, являясь членом других групп. Если остальные члены новой группы ведут себя соответственно нашему пониманию правил поведения, можно считать, что неформальная норма установилась. Предположим, например, что Дэниэл и два других члена группы опоздали на собрание. Если группа уже начала обсуждение и опоздавших встречают холодными взглядами, говорящими о том, что другие члены группы не хотят мириться с опозданиями, эта группа разовьет норму, согласно которой на собрания надо приходить вовремя. Группа может никогда не обсуждать свои неформальные нормы, но все старожилы группы понимают, каковы они, и ведут себя в соответствии с ожиданиями, вытекающими из этих неформально установившихся норм.

Когда члены группы нарушают групповую норму, к ним обычно применяются санкции. Строгость санкций зависит от важности нормы, которая была нарушена, от степени нарушения и от статуса лица, нарушившего норму. Нарушение нормы, имеющей центральное значение для работы или сплоченности группы, как правило, влечет за собой более жесткие санкции, чем нарушение не столь существенной нормы. Небольшие нарушения или нарушения со стороны новичков, или нарушения норм, которые часто нарушаются, обычно приводят к довольно мягким санкциям. К членам группы, имеющим в группе относительно высокий статус (например, те, кто обладает уникальными навыками и способностями, необходимыми группе), применяются более мягкие санкции или вообще никаких.

Некоторые возникающие в группе нормы могут препятствовать эффективной работе группы. Представим, например, что в начале первого собрания рабочей группы несколько человек начинают шутить, рассказывать анекдоты и совершенно игнорируют попытки других начать более серьезное обсуждение. Если группа поощряет это поведение или не может эффективно воздействовать на него своими санкциями, тогда такое дурашливое поведение может стать групповой нормой. В результате группа может настолько увлечься таким времяпрепровождением, что работа над задачами группы задерживается, откладывается в сторону, а то и вовсе забывается. Если подобное поведение продолжается в течение нескольких собраний и становится нормой, его бывает очень трудно изменить.

Что может сделать член группы, чтобы изменить норму? Ренц и Грег (Renz & Greg, 2000) утверждают, что вы можете помочь своей группе изменить мешающую работе норму тем, что: 1) заметите эту норму и ее последствия; 2) опишете группе результаты действия этой нормы; 3) попросите других членов группы высказать свое мнение. Например, вы можете заметить, что каждое собрание вашей группы начинается с опозданием, засечь, на сколько времени вы задерживаетесь, определить, продуктивны ли дискуссии на ваших собраниях, и подумать, требуются ли вам дополнительные собрания. Затем вы можете в начале следующего собрания изложить перед группой результаты своих наблюдений и попросить высказаться других членов группы.

Рабочая среда

— физические условия, в которых работает группа.

Физические условия

Для того чтобы группа работала эффективно, важна оптимальная рабочая среда. Физические условия, в которых работает группа, должны устраивать большинство членов группы. В помещении должна быть нормальная температура и достаточно пространства, чтобы группа могла размещаться и работать. Оно должно быть обставлено удобной мебелью, и в нем должны иметься все ресурсы, необходимые группе для выполнения ее задач. Стулья или кресла следует расставить так, чтобы облегчить взаимодействие между людьми.

Если группа встречается регулярно, она захочет избрать для своих собраний место, удобное для всех членов. Если группа выбирает место, до которого легко добраться, ее членам будет легче каждый раз приходить на собрание. Когда выбирается место, неудобное для членов группы, может развиться норма, согласно которой можно опаздывать или вообще отсутствовать.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Факторный анализ
Факторный анализ — это статистический инструмент, который лежит в самой основе исследования индивидуальных различий. Многочисленные варианты его использования включают конструирование тестов, выявл ...

Разработка исследований на основе теорий
В главе 1 были кратко описаны цели науки психологии и в качестве одной из таких целей было названо объяснение поведения. По сути, процесс объяснения представляет собой процесс построения и проверк ...

Один фактор — более двух уровней
Если в экспериментах используется одна независимая переменная, ситуация, когда изучаются только два ее значения, является скорее исключением, чем правилом. В большинстве однофакторных исследований ...