Добровольное членство. При формировании группы люди должны самостоятельно решать, вступать ли им в нее. Это настолько важно для сплоченности в группе, что в добровольной армии Соединенных Штатов каждому новобранцу позволяют самому выбрать себе специальность. Точно так же, группа Дэниэла легче сможет развить свою сплоченность, если ей удастся на добровольных началах привлечь людей для написания компьютерной программы.

Если члены группы назначаются или они испытывают дискомфорт, работая вместе, группа может извлечь для себя пользу из различных видов деятельности по построению команды, предназначенных для того, чтобы повысить эффективность совместной работы группы (Clark, 1994). Часто достижению этих целей способствуют встречи группы в новом месте и выполнение новых заданий, помогающих членам группы лучше узнать друг друга, вместе радоваться успехам и выработать свои ритуалы. Если люди научатся общаться друг с другом в неформальной обстановке, они, скорее всего, будут более комфортно чувствовать себя, встречаясь в рабочих условиях.

Ощущение свободы в выражении мнений. Для сплоченности группы важно, чтобы люди не испытывали неудобства, отвергая идеи и мнения других. Если члены группы Дэниэла считают, что могут свободно делиться друг с другом идеями без страха быть «наказанными» группой, то группа, скорее всего, будет более сплоченной.

Более того, члены группы должны почувствовать себя свободными говорить о своих целях сразу после того, как группа сформируется. В ходе этих дискуссий следует поощрять членов группы излагать свое понимание целей группы и выслушивать других. В процессе такого обсуждения группа сможет прояснить свои цели и принять взаимные обязательства.

Празднование достижений. Группы должны ставить перед собой промежуточные цели, которых можно быстро достигнуть. Когда группа считает, что она выполняет работу хорошо, у нее возникает ощущение единства. Как только первая промежуточная цель оказывается достигнутой, группа может отпраздновать свое достижение. Празднование промежуточных достижений помогает членам группы сильнее идентифицировать себя со своей группой и считать себя «победителями» (Renz & Greg, 2000).

Не будем забывать, что чем разнороднее группа, тем труднее сделать ее сплоченной. Мы знаем, что гетерогенные группы, как правило, вырабатывают лучшие решения, поэтому нам необходимо найти структуру группового общения, которая будет способствовать развитию сплоченности в группах любого типа. Вот почему деятельность по построению команды, создание условий для свободного выражения противоположных идей и празднование достижений так важны для гетерогенных групп.

Членов группы надо научить общаться таким образом, чтобы развивать взаимную поддержку и сотрудничество. Группа становится более сплоченной, когда все ее члены чувствуют, что их ценят и уважают. Используя навыки активного слушания, эмпатии и совместного разрешения конфликтов, вы сможете помочь гетерогенной группе развить свою сплоченность.

Кроме того, группам следует выделять время на то, чтобы проанализировать взаимоотношения между ее членами, обсудить и разрешить личные противоречия между ними, прежде чем эти противоречия скажутся на сплоченности и результатах деятельности команды.

Построение команды

— деятельность, направленная на то, чтобы повысить эффективность совместной работы группы.

Сплоченность

Может ли высокая сплоченность группы на деле помешать ее работе? Были ли вы когда-нибудь участником такой группы? Если да, расскажите о том, как высокая сплоченность группы может повредить ее способности принимать решения.

Нормы

— ожидания относительно того, как члены группы будут себя вести, находясь в составе группы.

Основные правила

— предписанные нормы поведения, способствующие достижению целей группы и организации общения ее членов.

Нормы

Нормы — это ожидания относительно того, как члены группы будут себя вести, находясь в составе группы. Эффективные группы вырабатывают нормы, которые помогают достижению целей (Shimanoff, 1992) и укрепляют сплоченность (Shaw, 1981). Нормы появляются с самого начала существования группы. Нормы возникают, изменяются и стабилизируются по мере того, как люди лучше узнают друг друга. Члены группы обычно подчиняются ее нормам и подвергаются наказанию со стороны группы в случаях, когда они этого не делают.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Валидность экспериментальных исследований
В главе 4 было введено понятие валидности в применении к измерениям. Этот термин также применяется к эксперименту в целом. Так же как измерение считается валидным, если измеряется именно то, что п ...

Виды шкал измерений
Результаты измерении характеристик поведения представляются в виде набора чисел. Мы говорим, что кто-то среагировал через 3,5 секунды, получил 120 баллов за /Q-тест или нашел выход из лабиринта тр ...

Проблема создания эквивалентных групп
Есть два основных способа создания эквивалентных групп для проведения меж-субъектных экспериментов. В идеальном случае используется случайное распределение, второй способ — уравнивание. ...