Рабочая группа — это объединение из трех или более людей, которые должны взаимодействовать между собой и влиять друг на друга, чтобы выполнить общую задачу. Группа — это нечто большее, чем просто совокупность отдельных людей. Шесть человек, поднимающихся на лифте, не являются рабочей группой. Но если лифт застрянет между этажами и люди начнут решать, как привести лифт в движение, они станут рабочей группой.

Эффективная рабочая группа имеет четко определенные цели, включает в себя оптимальное количество людей с разными личностными качествами, знаниями, практическими навыками и взглядами, до нужной степени развивает свою сплоченность, подчиняется правилам и нормам, облегчающим открытый обмен информацией, идеями и мнениями, и ведет свою работу в условиях, побуждающих к взаимодействию.

Четко определенные цели

Цель группы — это желаемое положение дел, мотивирующее группу работать ради его достижения (Johnson & Johnson, 2000). Цели становятся более понятными, а члены группы сильнее стремятся к достижению общих целей, когда эти цели обсуждаются. В ходе таких обсуждений члены группы могут достичь уверенности в том, что цели группы конкретны, последовательны, достаточно сложны и приемлемы.

Во-первых, цели должны быть конкретными. Конкретная цель — это точно сформулированная задача, в которой явно описано поведение и которая позволяет измерить его результаты. Например, работники ресторана быстрого питания, начиная с цели «повысить прибыльность ресторана», делают эту цель более конкретной и осмысленной, переформулировав заявление так: «В следующем квартале вторая вечерняя смена повысит прибыльность ресторана на 1% за счет того, что снизит себестоимость блюд, уменьшив расход продуктов в процессе приготовления».

Во-вторых, цели должны быть последовательными. Последовательные цели — это цели, совместимые друг с другом; то есть стремление к одной цели не препятствует достижению другой. Чтобы проверить свои цели на последовательность, работники ресторана должна убедиться в том, что уменьшение количества полуфабрикатов не помешает им сохранить свой сервис на прежнем уровне. Если они не уверены, что этих двух целей можно достичь одновременно, им следует переформулировать свои цели так, чтобы они стали совместимыми.

В-третьих, цели должны быть достаточно сложными. Достаточно сложные цели требуют упорного труда и общих усилий всей команды, они мотивируют членов группы работать эффективнее. В приведенном примере работники ресторана быстрого питания решили, что цель повышения прибыльности на 1% достаточно сложна.

В-четвертых, цели должны быть приемлемыми. Приемлемые цели — это цели, которые члены команды считают осмысленными и в достижении которых они лично заинтересованы. Люди обычно охотнее прилагают усилия для достижения целей, когда они сами принимали участие в их постановке. Напротив, если кто-то из членов группы не считает цель разумной, этот человек, вероятно, либо будет испытывать недостаток мотивации, либо вообще откажется работать ради достижения этой цели. Поскольку работники ресторана вместе формулировали свою цель, заключающуюся в увеличении прибыли, они, скорее всего, будут стараться ее достигнуть.

Конкретная цель

— точно сформулированная задача, в которой явно описано поведение и которая позволяет измерить его результаты.

Последовательные цели

— цели, совместимые друг с другом.

Достаточно сложные цели

— цели, которых трудно достигнуть и которые требуют упорной работы и общих усилий всей команды.

Приемлемые цели

— цели, которые члены команды считают осмысленными и в достижении которых они лично заинтересованы.

Цели группы

Участвовали ли вы когда-нибудь в семинаре? Обсуждала ли группа свои цели? Как повлияло обсуждение целей на эффективность работы группы?

Оптимальный состав группы

Количество членов эффективной группы должно быть достаточным для обеспечения конструктивного взаимодействия и не настолько большим, чтобы это создавало препятствия для обсуждения. В целом, когда размер группы растет, растут и сложности, с которыми ей приходится справляться. Например, Бостром (Bostrom, 1970) напоминает нам, что при увеличении размера группы на одного члена число взаимоотношений увеличивается в геометрической прогрессии. Если группа состоит только из Джефа и Сью, то в ней существует только один тип взаимоотношений, которым надо управлять. Но если в группу вступает третий человек, Брайан, тогда приходится управлять уже четырьмя типами взаимоотношений (Джеф—Сью, Брайан—Джеф, Брайан—Сью, Брайан—Сью—Джеф). С ростом размера группы каждому из ее членов становится все труднее участвовать в общей работе, в результате чего у членов группы возникает чувство неудовлетворенности (Gentry, 1980). Когда люди не могут или не хотят вместе принимать решение, оно редко основано на согласии (Beebe et al., 1994).

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Оценка наблюдений
Исследователь, проводящий наблюдения, должен быть готов к возникновению некоторых проблем, в том числе проблемы недостаточного контроля, к появлению внесенного наблюдателем искажения, к проблеме р ...

Виды шкал измерений
Результаты измерении характеристик поведения представляются в виде набора чисел. Мы говорим, что кто-то среагировал через 3,5 секунды, получил 120 баллов за /Q-тест или нашел выход из лабиринта тр ...

Проблемы, связанные с участниками
Угроза внутренней валидности может также исходить от участников исследования. Кук и Кэмпбелл в 1979 г. выделили две связанные с этим проблемы. ...