Обычно один человек становится инициатором конфликта, а второй на него реагирует. Независимо от того, являетесь ли вы инициатором или реагируете на конфликт, вы можете попробовать применить метод сотрудничества и использовать специфические для этого метода навыки коммуникации и вербальные стратегии. В этом разделе мы исследуем, как лучше инициировать конфликт и эффективно реагировать на конфликт, инициированный другими людьми.

Как нужно начинать конфликт

Многие избегают конфликтных ситуаций, потому что не знают, как эффективно инициировать конфликтный разговор. Предлагаемые рекомендации (а также рекомендации по реагированию на конфликт, изложенные в следующем разделе) основаны на результатах исследований в различных областях (Adler 1977; Gordon 1970; Whetten & Cameron, 1998). Они помогут вам начать конфликт так, чтобы это не провоцировало защитную реакцию у партнеров и способствовало сотрудничеству.

1. Признайте, что у вас есть проблема. Предположим, вы пытаетесь подготовиться к тесту по самому трудному предмету, а ваша соседка включила на полную мощность магнитофон. Музыка играет так громко, что у вас трясутся стены и вы не можете сосредоточиться. Важно признать, что это вы злитесь, обижены или фрустрированы. Итак, чтобы разрешить вашу проблему, вы принимаете решение поговорить с соседкой. Вы эффективно объясните ей свою проблему, если начнете со следующих слов: «Привет. Ты не могла бы мне помочь в одном деле? Я пытаюсь подготовиться к экзамену . Это самый трудный экзамен»

2. Опишите потенциальный конфликт, с точки зрения поведения, которое вы наблюдаете, возможных последствий и ваших ощущений. «Поведение — последствия — чувства» — такая структура означает, что когда конфликт возникает, он приводит к определенным последствиям и вы себя чувствуете определенным образом (Gordon, 1971). Очень важно объяснить все эти три шага другому человеку, чтобы он правильно понял вопрос. Такая структура требует, чтобы вы описали другому человеку, что вы видите или слышите, к каким это ведет последствиям, и какие чувства вы испытываете. Подход «поведение — последствия — чувства» требует описанных ранее навыков персонализации чувств, а также описания поведения и чувств.

Таблица 8.3

Стили разрешения конфликтных ситуаций

Индивидуальное чувство

удовлетворенности

Проигрыш/проигрыш: ни одна из сторон не получает удовлетворения

Удовлетворенность отношениями

Отсутствует: конфликт не разрешается

Какое влияние оказывает на отношения

Препятствует гармоничным отношениям: приводит к нагнетанию ситуации и обвинениям

Когда нужно применять

Возможен только как временный выход из ситуации или когда вопрос не имеет большого значения

Проигрыш/выигрыш: противоположная сторона получает удовлетворение

Отсутствует: ни одна из сторон не довольна процессом

Причиняет вред отношениям, потому что один человек получает преимущество

Применяется для получения социального уважения или когда вопрос не имеет большого значения

Выигрыш/проигрыш: одна из сторон, принуждающий, получает удовлетворение

Отсутствует: физическое и психологическое страдание проигравшего

Причиняет вред отношениям, потому что один человек оказывается запуган

В неотложных ситуациях; когда это главный вопрос благополучия одного или многих людей; если кто-то вас использует в своих интересах

Проигрыш/проигрыш или выигрыш/выигрыш: ни одна из сторон не получает полного удовлетворения

Нейтральное или полное: обе стороны получают, по крайней мере, частичное удовлетворение

Может помочь или причинить боль, так как удовлетворение достигнуто в результате компромисса

Когда вопрос не очень важен, когда времени не хватает или когда другие способы решения не эффективны

Выигрыш/выигрыш: обе стороны удовлетворены процессом

Позитивное: отношения укрепляются, потому что партнеры приобретают взаимные выгоды

Укрепляет отношения, потому что выслушаны обе стороны

Всегда

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Проблема создания эквивалентных групп
Есть два основных способа создания эквивалентных групп для проведения меж-субъектных экспериментов. В идеальном случае используется случайное распределение, второй способ — уравнивание. ...

Проблемы, связанные с участниками
Угроза внутренней валидности может также исходить от участников исследования. Кук и Кэмпбелл в 1979 г. выделили две связанные с этим проблемы. ...

Разработка исследований на основе теорий
В главе 1 были кратко описаны цели науки психологии и в качестве одной из таких целей было названо объяснение поведения. По сути, процесс объяснения представляет собой процесс построения и проверк ...