Чтобы завоевать известность, ученые могут создать новую теорию, более четко описывающую взаимодействия людей; провести серию исследований, проверяющих и уточняющих теории других психологов, или заняться популяризацией знаний: систематизировать их, синтезировать теории и исследования, проведенные в данной области, так чтобы даже неспециалисты в данной сфере могли лучше понимать, что происходит. Дэн Кэнери добился славы, занимаясь популяризацией науки.

Анализ исследований, проведенный Кэнери, помогает определить, какой тип поведения приводит к тому, что человек воспринимается другими как компетентный и способный разрешить конфликт. Люди всегда придерживаются неких представлений о том, какое поведение приемлемо или эффективно в том или ином случае. Однако Кэнери считает, что очень важно, чтобы человека, разрешающего конфликт, считали компетентным. Опираясь на теорию компетентности Шпицберга, Кэнери определяет в своих исследованиях, какое поведение в конфликте помогает достичь приемлемости и эффективности. Результаты его исследований последовательно показывают, что интеграционная стратегия в конфликте, включающая такие методы, как сотрудничество и компромисс, оказывается наиболее приемлемой и эффективной. Более того, исследования Кэнери показали, что если один из участников отношений выглядит более компетентным при разрешении конфликтов, то другой ему больше доверяет, больше удовлетворен отношениями и воспринимает их как более близкие.

Обзоры Кэнери определяют конкретное поведение по управлению конфликтами, которое оказывается приемлемым и эффективным. Кэнери обнаружил, что когда человек одобряет аргументы других (например, «ну, теперь я вижу, почему ты так думаешь») и когда человек соглашается с аргументами других («Да, интересная мысль, а я об этом не подумал»), то такое поведение рассматривается людьми как приемлемое поведение в конфликте. Однако чтобы поведение считалось эффективным, нужно вести себя несколько иначе. По мнению Кэнери, человек ведет себя эффективно, когда, пытаясь управлять ситуацией, высказывает исчерпывающие аргументы, развивает и защищает свою точку зрения и четко разъясняет свои идеи. В ситуации конфликта приемлемое поведение может быть неэффективным, потому что оно, очевидно, подразумевает своего рода соглашение с другим человеком.

Кэнери считал, что в конфликтных ситуациях можно вести себя и приемлемо, и эффективно. Это привело его к исследованию аргументации в ситуациях конфликта. Его предварительные результаты показали, что компетентные люди (чье поведение со стороны казалось приемлемым и эффективным) начинали обычно с того, что признавали точку зрения другого или соглашались с частью его аргументов, прежде чем объясняли, оправдывали и отстаивали свою собственную точку зрения. Как считает Кэнери, при такой последовательности компетентные люди интерпретируют взаимодействие как совместное разрешение проблемы, а не борьбу интересов, когда может победить только одна сторона.

Многие выводы Кэнери и его положения о конфликте в личных отношениях включены в его книги «Конфликт во взаимоотношениях между людьми» (Relationship Conflict) (написана в соавторстве с Уильямом Капечем и Сьюзен Мес-смен) и «Компетенция в межличностном конфликте» (Competence in Interpersonal Conflict) (в соавторстве с Капечем). Первая книга представляет собой синтез литературы о конфликте, написанной для аспирантов и ученых; во второй автор описывает, как читатели могут стать более компетентными и справиться с межличностным конфликтом в разных ситуациях. Полные ссылки на эти и другие публикации Кэнери есть в списке литературы в конце нашей книги.

Кэнери читает курс лекций по межличностной коммуникации, разрешению конфликтов и методологии исследований. Он разработал систему быстрой оценки конфликта, которую можно использовать, чтобы сделать эффективные и достоверные выводы из возникшего конфликта.

Стиль конфликта

Каков ваш стиль поведения в конфликтной ситуации?

Какие стили разрешения конфликта вызывают у вас с наибольшие затруднения?

Подход

Характеристики

Цель

Точка зрения

Уход

Нежелание сотрудничать, застенчивость

Воздержаться от конфликта

Я не хочу говорить об этом

Приспособление

Сотрудничество, застенчивость

Не расстраивать человека

Не так важно, чтобы все было по-моему, гораздо важнее сохранить мир

Принуждение

Нежелание сотрудничать, самоуверенность

Настоять на своем

Я добьюсь своего, независимо от того, что мне придется сделать

Компромисс

Частичное желание сотрудничать

Получить частичное удовлетворение

Мои требования будут частично удовлетворены, и я, в определенной мере, учту интересы другого человека

Сотрудничество

Взаимодействие, настойчивость

Совместно разрешить проблему

Давай обсудим и найдем наилучшее решение для нас обоих

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также

Корреляция и регрессия: основы
Считается, что переменные коррелируют, если между ними существует какая-либо взаимосвязь. Это подразумевает сам термин «корреляция»: «ко» означает взаимное действие, а «реляция» (от англ. relation ...

Проблемы искажения
Поскольку в психологических исследованиях экспериментаторы, а обычно и испытуемые, — это люди, то есть вероятность появления некоторого «искажения», попытки предугадать, что должно произойти в ход ...

Наблюдение
Как вы узнали из главы 1, в которой рассматриваются цели психологии, поведение невозможно предсказывать и объяснять, им нельзя управлять без предварительного точного описания этого поведения. Глав ...