Теория межличностных потребностей Шаца помогает многое объяснить в том, как мы общаемся (Trenholm, 1991). Кроме того, исследование этой модели на практике в целом подтвердило ее основные теоретические положения (Shaw, 1981). Теория межличностных потребностей, однако, не объясняет, как люди приспосабливаются друг к другу в процессе отношений. Следующая теория, о которой мы расскажем, углубит понимание данного вопроса.

Теория межличностных потребностей

теория, согласно которой возникновение, развитие и поддержание отношений зависит от того, насколько хорошо каждый человек удовлетворяет межличностные потребности другого.

Потребность в любви

— желание выражать и получать любовь.

Потребность в присоединении

— желание находиться в обществе других людей.

Потребность в контроле над ситуацией

— желание влиять на события и окружающих людей.

Теория обмена

— теория, согласно которой взаимоотношения между людьми можно понять с точки зрения обмена вознаграждениями и издержками, возникающими во время взаимодействия людей.

Вознаграждения

— желательный результат отношений, представляющий ценность для человека.

Издержки

— нежелательные результаты отношений.

Теория обмена

Еще один способ понять наши отношения — воспользоваться теорией обмена. Эту теорию разработали Джон У. Тибо и Гарольд Х. Келли (Thibaut & Kelly, 1986). Они считали, что отношения между людьми можно понять с точки зрения обмена вознаграждениями и издержками, возникающими в процессе взаимодействия. Вознаграждения — это результат отношений, оценивающийся позитивно его участниками. Это хорошие чувства, престиж, полезная информация и удовлетворение эмоциональных потребностей, имеющих большое значение для человека. Издержки — это нежелательные результаты отношений, например время, энергия, тревога и эмоциональная боль. Так, Шэрон хочет поговорить со своей подругой Джан. Она думает, что подруга сумеет помочь ей решить трудную задачу по математике. Но Шэрон вряд ли обратится за помощью, если знает, что подруга будет вести себя слишком снисходительно по отношению к ней.

Как пишут Тибо и Келли, люди стремятся к общению, когда соотношение вознаграждений и издержек для них наиболее выгодно. Так, в нашем случае, попросит ли Шэрон у Джан помощи в решении задачи, зависит от следующих факторов: 1) считает ли Шэ-рон, что ценность информации, полученной у подруги, компенсирует страдания от язвительных замечаний Джан; 2) будет ли, с точки зрения лучшего соотношения вознаграждений/издержек, помощь Джан более выгодна, чем если Шэрон получит информацию в другом месте, скажем, у репетитора.

Этот анализ распространяется не только на отдельное взаимодействие, но и на взаимоотношения в целом. Если доля вознаграждений в одних взаимоотношениях выше, чем в других, то человеку будет казаться, что эти взаимоотношения приятные и удовлетворяющие. Однако если с течением времени «чистый вес» вознаграждений (вознаграждения минус издержки) в одних отношениях становится меньше, чем в других, то он начинает считать эти отношения неудовлетворительными и неприятными.

Если у человека есть связи с несколькими людьми, отношения с которыми характеризуются хорошим соотношением вознаграждений/издержек, то уровень требований к людям у этого человека достаточно высок и его, вероятно, не устроят менее удовлетворительные отношения. Наоборот, люди, у которых мало позитивных взаимодействий, будут довольны отношениями и взаимодействиями, не привлекательными для людей, имеющих более удовлетворительные отношения. Например, Дейвон может продолжать встречаться с Эрикой, даже если она очень плохо с ним обращается, потому что разница между издержками и вознаграждениями получается примерно такая же, как и в других отношениях, которые у него были. В жизни некоторые люди продолжают поддерживать отношения, которые другие сочли бы оскорбительными, потому что считают, что у них нет возможности выбрать что-то лучшее. Джоан живет с Чарли, несмотря на то, что он периодически бьет ее. Она считает, что он хозяйственный и любит ее, когда трезвый, и, кроме того, «кто еще женится на 45-летней женщине с тремя детьми?».

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Эпилог
Я искренне надеюсь, что вам понравился данный курс но исследовательским методам и ваши занятия были вполне успешными. Данный курс может быть трудным и иногда утомительным, но я уверен в том, что э ...

Результаты: основной эффект и взаимодействие
Факторные исследования дают два вида результатов: основной эффект и взаимодействие. Основной эффект показывает общее влияние независимых переменных, а взаимодействие отражает совместное действие п ...

Задачи исследований в психологии
В психологии перед научным исследованием стоит четыре взаимосвязанные задачи. Исследователи хотят добиться полного описания поведения, объяснения и прогнозирования его, а также с помощью сделанных ...