Беседа и анализ
Учитесь отвечать ассертивно
Вспомните пять ситуаций, в которых вы вели себя неуверенно или агрессивно. Под пунктом 7.3 рабочей тетради напишите диалог для каждой ситуации. Затем замените ассертивными ответами неуверенные или агрессивные реакции, которые вы демонстрировали в каждом случае.
Ниже приводится запись беседы между двумя людьми — Трэвором и Мэг. Прочитайте ее и оцените, насколько успешно они общаются. Ответьте на следующие вопросы.
1. Как Трэвор и Мэг раскрывают свои чувства?
2. Насколько эффективно каждый из собеседников персонализирует свои чувства и взгляды?
Персонализируйте свои чувства. |
Ассертивные люди подчеркивают, что выражаемые мысли и чувства принадлежат им. |
Избегайте употреблять язык конфронтации. |
Ассертивные люди не используют угрозы, оценки или высказывания, не допускающие возражений. |
Используйте конкретные формулировки, касающиеся определенного поведения. |
Вместо того чтобы сосредоточивать внимание на посторонних предметах, ассертивные люди используют описательные выражения, которые фокусируются на более уместных вопросах. |
Поддерживайте зрительный контакт и устойчивое положение тела. |
Ассертивные люди смотрят собеседникам прямо в глаза, а не прячут взгляд, не глядят в пол, не раскачиваются взад и вперед, не сутулятся и не используют другие сигналы, которые могут быть восприняты как проявление нерешительности или неуверенности. |
Поддерживайте твердый, но приятный тон голоса. |
Ассертивные люди говорят твердо, но с нормальной высотой и силой голоса и в нормальном темпе. |
Не запинайтесь и не бормочите. |
Ассертивные люди избегают длинных пауз и других признаков неуверенности. |
Рис. 7.2.
Характеристики ассертивного поведения
ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Развитие ассертивныхреакций
Для каждой из этих ситуаций запишите пассивные или агрессивные реакции и затем сравните их с более уместной ассертивной реакцией.
Вы возвращаетесь к себе, чтобы напечатать задание к завтрашнему дню, и обнаруживаете там кого-то еще, кто печатает на вашей пишущей машинке.
Пассивная или агрессивная реакция:
Ассертивная реакция:
Вы работаете в магазине неполный день. Именно в тот момент, когда ваш рабочий день закончился и вы готовы уйти (вы хотите скорей отправиться домой, потому что у вас запланирован приятный ужин в обществе дорогого вам человека), ваш начальник заявляет вам: «Мне бы хотелось, чтобы вы еще поработали, если вы не против. Мартин должен был заменить вас, но он только что позвонил и сказал, что сможет быть не раньше чем через час».
Пассивная или агрессивная реакция:
Ассертивная реакция:
Вы говорите по телефону с родителями, которые живут в другом штате, и ваша мать сообщает вам: «Мы ожидаем, что ты поедешь вместе с нами в субботу навестить твоего дядю». Вы же собирались провести субботу, работая над своим резюме, так как у вас на следующей неделе важное интервью.
Пассивная или агрессивная реакция:
Ассертивная реакция:
Вы собираетесь пойти на танцы со своим другом, это удовольствие вы долго предвкушали. Когда вы встретились, ваш приятель заявляет: «Если тебе все равно, я подумал, мы бы лучше пошли в кино».
Пассивная или агрессивная реакция:
Ассертивная реакция:
РАЗВИТИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ НАВЫКОВ Ассертивность
Навык |
Использование |
Процедура |
Пример |
Эффективное отстаивание собственных интересов в межличностных отношениях путем честного описания своих чувств и защиты своих прав, при уважении прав других людей. |
Ясная передача своих мыслей и чувств. |
1. Определите, что вы думаете или чувствуете. 2. Проанализируйте причины этих чувств. 3. Выберите подходящие навыки для передачи ваших чувств, помня о желаемом результате. 4. Расскажите об этих чувствах собеседнику. Не забудьте персонализировать ваши чувства. |
Джон считает, что был несправедливо обвинен, и он говорит: «Мне никогда прежде не говорили, что я неправильно сделал чай со льдом — что, произошли какие-то политические изменения?» |
Смотрите также
Результаты: основной эффект и взаимодействие
Факторные исследования дают два вида результатов: основной эффект и взаимодействие. Основной эффект показывает общее влияние независимых переменных, а взаимодействие отражает совместное действие п ...
Многомерный анализ
Двумерный анализ направлен на исследование взаимосвязей .между любыми двумя переменными. С помощью многомерного анализа изучаются взаимосвязи более чем двух переменных (часто количество переменных ...
Межличностная коммуникация
Межличностная коммуникация — это неформальное взаимодействие, которое происходит один на один или в малых группах. Беседуем ли мы с соседями по студенческому общежитию, болтаем ли по телефону с то ...