1. Отмечайте конкретное поведение или достижения, которые вы бы хотели подкрепить.

2. Описывайте конкретное поведение или достижения.

3. Описывайте, какую пользу принесли действия человека.

4. Стройте фразу таким образом, чтобы уровень похвалы соответствовал важности поведения или достижения.

Конструктивная критика

Исследования в области теории подкрепления обнаружили, что люди обучаются быстрее и лучше через такие поощрения, как похвала. Однако имеются случаи, когда персональная обратная связь должна выражаться в акцентировании внимания на негативном поведении. Конструктивная критика — это описание конкретного негативного поведения или действий человека и воздействия такого поведения на других людей.

Конструктивная критика

— описание конкретного негативного поведения или действий человека и воздействия такого поведения на других людей.

Конструктивная критика будет эффективной при выполнении следующих требований.

Спрашивайте разрешения, прежде чем критиковать. Очевидно, что лучше давать такой тип обратной связи, когда человек специально просит об этом. Однако иногда нужно покритиковать человека, даже когда он не просит об этом. Человек, который согласен выслушивать конструктивную критику, вероятно, будет более восприимчив к ней, чем тот, к кому проявили неуважение, не поинтересовавшись его желанием.

Описывайте поведение, точно и подробно излагая, что сказал или сделал человек, не оценивая его поведение как хорошее или плохое, правильное или неправильное. Описывая поведение, вы формируете информационную основу для обратной связи и увеличиваете шансы того, что человек будет восприимчив. Обратная связь, которой предшествует детальное описание, с меньшей вероятностью вызовет оборонительную реакцию. Ваше описание показывает, что вы скорее критикуете поведение, чем нападаете на человека, и критика указывает путь к решению проблемы. Например, если ДеШоун спрашивает: «Что вы думаете о слайдах, которые я использовал во время доклада?», вместо того чтобы ответить: «Они не были уж очень убедительны», лучше бы было сказать что-нибудь вроде «Ну, на первых двух буквы были слишком мелкие, и было трудно прочитать слова». Такая критика не затрагивает я-концеп-ции ДеШоуна, а указывает на то, что ему нужно сделать для более эффективной презентации.

По возможности делайте позитивное вступление перед негативными замечаниями. Когда вы собираетесь выступить с критикой, неплохо начать с небольшой похвалы. Конечно, здравый смысл подсказывает, что поверхностная похвала, за которой следует сокрушительная критика, будет воспринята соответствующим образом. В нашем примере можно сказать: «С одной стороны, схемы и графики были полезны, а использование цвета действительно помогло нам увидеть проблемы. С другой стороны, неудачный размер надписей на первых двух слайдах сделал их неудобочитаемыми». В данном случае похвала уместна и существенна. Если вы не в состоянии предварить обратную связь значимой похвалой, то и не пытайтесь. Предшествующая обратной связи пустая похвала не поможет человеку принять вашу обратную связь.

Когда вы соединяете конструктивную критику с похвалой, попытайтесь избежать использования союза «но». Существуют причины, из-за которых человеку при использовании союза «но» легче «не услышать» похвалы, а воспринять только критику. Заметьте, что в предыдущем примере, когда вы присвоили похвале первый номер, а критике второй, все части предложения приобрели одинаковую выразительность.

Будьте конкретны, насколько это возможно. Чем точнее вы опишете поведение или действия, тем легче будет человеку понять, что нужно изменить. В ситуации, которую мы только что обсудили, никакой пользы не принесло бы заявление: «Некоторые слайды было тяжело читать». Такой комментарий носит настолько общий характер, что ДеШоун вряд ли понял бы, что именно следует изменить. Более того, он мог сделать заключение, что все слайды должны быть переделаны.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Обзор литературы
Исследовательские проекты не разрабатываются в вакууме. Психологи, вовлеченные в программу исследований, прекрасно осведомлены не только о работе своей собственной лаборатории, но также и об анало ...

Заключение
Эта книга охватывает широкий спектр теорий и методологических подходов — от классического психоанализа до теории сложности заданий, включая основные теории черт личности и способностей. Кроме того, ...

Многомерный анализ
Двумерный анализ направлен на исследование взаимосвязей .между любыми двумя переменными. С помощью многомерного анализа изучаются взаимосвязи более чем двух переменных (часто количество переменных ...