Если описание чувств так важно для эффективной коммуникации, почему некоторые так часто пренебрегают этим? Существует, по крайней мере, пять причин, почему мы не описываем свои чувства.

1. Люди часто не обладают достаточным словарным запасом для описания своих чувств. Человек может ощущать, что он раздражен, но быть не в состоянии различить, чувствует ли он себя раздосадованным, преданным, обманутым, подавленным, обеспокоенным, завидующим, разъяренным, взбешенным, оскорбленным или потрясенным. Каждое из этих слов описывает различные аспекты того, что люди объединяют в понятии «раздражение». Для описания чувств может быть использовано огромное количество оттенков смысла, как показано на рис. 7.1. Чтобы более точно описывать чувства, вам нужно сначала поработать над своим «словарем эмоций».

2. Многие люди считают, что описание подлинных чувств делает их слишком уязвимыми. Если вы кому-нибудь расскажете, что причиняет вам боль, вы действительно рискуете, что человек использует эту информацию против вас, когда захочет навредить вам в своих целях. Безопаснее продемонстрировать злость, чем быть вежливым и описывать боль, которую вы ощущаете; безопаснее проявить безразличие, чем поделиться своим счастьем с риском, что кто-то посмеется над вами. Тем не менее старая пословица гласит: «Кто не рискует, тот не выигрывает». Если вы не идете на разумный риск в общении с людьми, вы едва ли установите с ними постоянные и удовлетворительные отношения. Например, если Пит дал вам унизительное прозвище, вы можете объяснить ему, что вам это неприятно. У Пита остается возможность продолжать обращаться к вам по этому прозвищу, когда он хочет смутить вас, но если Пит соблюдает этические нормы, более вероятно, что он прекратит обзывать вас. Однако если вы не опишете свои чувства Питу, он, возможно, будет продолжать использовать прозвище просто потому, что ему и в голову не приходит, насколько вам это не нравится. Ничего не говоря, вы поощряете его поведение. Уровень риска изменяется в зависимости от ситуации, но, описывая свои чувства, вы, скорее, сохраните здоровые отношения, чем причините им вред.

Я думаю, все мы в некотором смысле расисты. Все мы не любим определенных людей, принадлежат ли они к другой расе или национальности или имеют другие привычки.

Но для меня опасный расист — это человек, который считает, что люди другого этнического происхождения не должны посягать на его пространство: «Не приходите сюда и не посягайте на мое пространство, вы — китайцы. Ваше место в Китае или в Чайнатауне».

Расисты заявляют вам, что вы им не нравитесь. С другой стороны, люди с предубеждениями будут говорить то же самое, но в форме таких намеков: «О да, некоторые из моих лучших друзей черные». Или они позволяют себе замечания и на этнические темы, которые вас оскорбят, но они не придут и не скажут вам прямо: «Ты черная, я не хочу иметь с тобой ничего общего».

Расисты, по-моему, делают именно так.

Как расисты, так и люди с предубеждениями имеют свое мнение, и, по большей части, это мнение несправедливое, но расисты зайдут в этом вопросе на один шаг дальше. Расисты — это люди, которые будут до конца следовать своим предубеждениям.

Я поссорилась с одной женщиной на работе. Она была белой, а в то время я была единственным черным человеком в своем отделе. Или я была единственным человеком, кто представлял всех черных в моем отделе. А она запросто позволяла себе расистские шуточки. На одну из них я ответила: «Знаете, Нелли, вы просто расистская свинья!» И она оскорбилась на это. А я только шутила, точно так же, как она шутила два дня подряд — ей стоило бы подумать об этом. Я стою на самой границе, и это все, что я могу сделать. И мне тяжело улыбаться и шутить с вами, когда вы пытаетесь говорить со мной через эту границу.

Она не могла этого понять. Мы не разговаривали несколько недель. Однажды я должна была работать с ней. За первые два часа мы не сказали ни слова. А затем, как только я произнесла: «Улыбнись, Нелли, у меня от тебя крыша едет!», она улыбнулась и рассмеялась. И с тех пор мы стали хорошими друзьями. Она теперь знает, что не должна касаться этнических вопросов в моем присутствии; не шутите со мной так, я не собираюсь больше терпеть это. Мы можем быть друзьями и говорить о чем угодно, кроме расы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Валидность экспериментальных исследований
В главе 4 было введено понятие валидности в применении к измерениям. Этот термин также применяется к эксперименту в целом. Так же как измерение считается валидным, если измеряется именно то, что п ...

Причины использования планов с малым N
Несмотря на популярность в современной психологии планов с большим N, исследования с одним или несколькими испытуемыми внесли и продолжают вносить важный вклад в развитие знаний о поведении. Как в ...

Межличностная коммуникация
Межличностная коммуникация — это неформальное взаимодействие, которое происходит один на один или в малых группах. Беседуем ли мы с соседями по студенческому общежитию, болтаем ли по телефону с то ...