Слушание — активный процесс, включающий в себя сосредоточение, понимание, запоминание, оценку и ответ. Эффективное слушание — необходимое условие компетентной коммуникации.

Сосредоточение — это процесс выбора сознательно обрабатываемых звуковых волн. Мы можем повысить эффективность внимания, 1) приготовившись слушать, 2) полностью переключаясь с роли говорящего на роль слушателя, 3) дослушивая до конца, прежде чем ответить, и 4) приспосабливая наше внимание к целям слушания в конкретной ситуации.

Понимание — процесс расшифровки сообщений, путем приписывания им значения. Понимание требует эмпатии, распознавания или переживания чувств, мыслей и установок другого человека. Мы можем развить способность к эмпатии, если будем проявлять заботу и уважение. Ключевым моментом в понимании является практика активного слушания: определение структуры информации, задавание вопросов, парафразы.

Запоминание — это процесс накопления полученных данных с целью последующего воспроизведения. Запоминание улучшается при повторении информации, поиске и использовании организованных паттернов, рациональной группировке информации и (когда это возможно) составлении заметок.

Анализ или критическое слушание — это процесс отделения фактов от умозаключений и оценка правильности сделанных умозаключений. Факт — это проверяемое утверждение; умозаключение — это вывод, проистекающий из фактов. Вы слушаете критически, когда: 1) вы задаетесь вопросом, подкреплено ли умозаключение весомыми фактами; 2) вы задаетесь вопросом, обоснованна связь между умозаключением и доказательствами; 3) вы думаете, нет ли какой-нибудь известной информации, которая снижала бы логичность умозаключения.

Эмпатическое реагирование приносит утешение. Утешающие ответы дают людям информацию о них самих и об их поведении. Утешение может осуществляться в виде поддержки и/или интерпретации. Когда мы поддерживаем, мы успокаиваем, одобряем, уменьшаем напряжение или гнев другого человека, выражая то, что мы понимаем чувства собеседника и признаем его право на эти чувства. Используя интерпретацию, мы предлагаем разумную или альтернативную трактовку события или обстоятельств. В этом случае, цель — помочь собеседнику осознать ситуацию с другой точки зрения.

Смотрите также

Планы с контрольными группами
Понятие об экспериментальных и контрольных группах, а также о различиях между ними было дано в главе 5. Экспериментальные группы подвергаются определенному воздействию, а контрольные — не подверга ...

Проблемы, связанные с участниками
Угроза внутренней валидности может также исходить от участников исследования. Кук и Кэмпбелл в 1979 г. выделили две связанные с этим проблемы. ...

Многомерный анализ
Двумерный анализ направлен на исследование взаимосвязей .между любыми двумя переменными. С помощью многомерного анализа изучаются взаимосвязи более чем двух переменных (часто количество переменных ...