Давайте сравним этот пример с другим, который, казалось бы, дает поддержку, но на самом деле неадекватный:

Джим (выходит из кабинета начальника, комкая доклад, за который он надеялся получить похвалу): Джекобс разбил мой доклад в пух и прах. Я старался подчистить «хвосты», пытался сделать все, что он говорил, а он просто кинул мне его в лицо и потребовал переделать.

Аарон (не читавший доклад): Джим, я понимаю, почему ты зол. Ты хотел, чтобы тебя похвалили за то, что ты сделал!

Такой ответ в какой-то мере поддерживает, и Джим может почувствовать себя лучше. Но поддержка через «принятие стороны собеседника» может иметь непредвиденные побочные эффекты, особенно в таких случаях, как этот. Аарон не может знать, достоин ли доклад похвалы. Вместо этого Аарону следовало бы сделать акцент своего ответа на том, как упорно работал Джим и почему, вследствие этого, он мог так чрезмерно разозлиться.

Аарон: Он отверг доклад? После стольких дней работы! Я понимаю, почему ты так раздражен.

Поддерживать — это не значит делать ложные утверждения или говорить людям то, что они хотят услышать. Когда слова поддержки не согласуются с фактами, они могут способствовать поведению, деструктивному по своей природе. Утешая, будьте уверены, что вы не потакаете заносчивости собеседника.

Сложнее всего поддержать человека, если он находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения. Иногда лучшей реакцией будет невербальная. Представьте себе картину: последние секунды баскетбольного матча. Команда Джори отстает на одно очко, и тут она неудачно пытается закинуть «трехочковый». Джори сходит с площадки, подходит к тренеру и стонет: «Я — мазила. Из-за меня мы проиграли».

Как должен реагировать тренер? Первым делом можно сказать: «Джори, не расстраивайся». Но Джо-ри уже явно расстроена, и у нее есть основания для этого. Можно ответить по-другому: «Джори, мы проиграли не из-за тебя», но на самом деле промах Джо-ри повлиял на исход игры. Вряд ли этот ответ поможет спортсменке, он неточен. Наверное, самое лучшее, что может сделать тренер сейчас, — это обнять Джори и дружески сжать ее плечо, что как бы говорит: «Все хорошо. Я тебя понимаю». Потом тренер может добавить: «Джори, я знаю, что тебе плохо, но без твоего броска у нас не было бы и шанса выиграть». Все же в этот момент Джори сложно утешить.

Иногда люди полагают, что утешение получается у женщин лучше, или даже, что это — в большей степени женское искусство. Фактически, некоторые заходят так далеко, что утверждают, будто бы женщины и мужчины полностью различаются в своих взглядах на утешение. Но в детальном анализе взглядов на утешение Кункель и Бурлесон (Kunkel & Burleson, 1999) установили следующее: «Мужчины и женщины склонны использовать если не идентичные, то, по крайней мере, очень сходные правила в оценке чуткости и эффективности эмоциональной поддержки». Таким образом, мужчины и женщины не по-разному смотрят на утешение; скорее, они по-разному осуществляют его. Мужчины больше сосредоточены на поступках, а женщины — на чувствах. Дерлега, Барби и Винстед (Derlega, Barbee, & Winstead, 1994) установили в процессе лабораторного эксперимента, что мужчины в чем-то лучше, чем женщины, утешали в случаях, связанных с достижениями (такими как неполучение повышения).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Проблема создания эквивалентных групп
Есть два основных способа создания эквивалентных групп для проведения меж-субъектных экспериментов. В идеальном случае используется случайное распределение, второй способ — уравнивание. ...

«Кого» измерять: выборки
Кроме решения о том, что измерять при проведении психологических исследований, необходимо также решить, кого просить участвовать в исследовании и чье поведение будет оцениваться. Для этого есть дв ...

Межличностная коммуникация
Межличностная коммуникация — это неформальное взаимодействие, которое происходит один на один или в малых группах. Беседуем ли мы с соседями по студенческому общежитию, болтаем ли по телефону с то ...