В своих исследованиях Бурлесон точно определил стратегии утешения как сообщения, цель которых — снижение или облегчение эмоционального дистресса у других людей. Ученый ограничил свои работы наблюдениями за утешением в случаях легких или средних стрессов или огорчений, которые являются следствием повседневных событий. Он решил не изучать утешение в ситуациях выраженной депрессии или глубокого горя из-за их экстраординарности. Кроме этого, он предпочел ограничиться вербальными стратегиями, которые мы используем при утешении. Внимание Бур-лесона к определению «территории» его исследований очень важно. Корректно устанавливая тип интересующего его эмоционального дистресса и четко определяя круг своих интересов, Бурлесон в своих работах дает возможность понять тип ситуаций, к которым применимы описанные результаты.

Вначале Бурлесон сотрудничал с Джеймсом Л. Эпплгейтом, который разработал метод определения утонченности отдельных утешающих сообщений. К утонченным сообщениям относились понятные, искусно сделанные и признающие правоту чувств другого человека. Утонченные стратегии утешения также были ориентированными на слушателя (направленными на выявление чувств находящегося в дистрессе), менее оценивающими, уделяли больше внимания чувствам, чаще принимали точку зрения другого человека и предлагали объяснения чувствам, испытываемым другим человеком.

На более поздних этапах Бурлесон и его коллеги обратили большее внимание на анализ результатов утешения. Предшествовавшие исследования оценивали лишь сиюминутное снижение дистресса, испытываемого собеседником. Бурле-сон полагал, что эффект утешения выходит за рамки этого простого, «инструментального» эффекта. Он выдвинул теорию, согласно которой эффективное утешение не только помогает другому человеку лучше справляться с проблемами, он оно также полезно утешающему. По представлениям Бурлесона, утешая других, мы повышаем свою самооценку и больше нравимся людям. Наконец, Бурле-сон считал, что у тех, кто может ободрить другого человека, отношения с людьми более долговременные. Все больше научных работ, некоторые из которых были проведены Бурле-соном и его коллегами, подтверждают правильность его теории. Более полный перечень публикаций этого ученого и его коллег содержится в списке литературы в конце книги.

В последнее время, чтобы лучше понять, почему именно утешающие сообщения помогают людям чувствовать себя лучше, в то время как другие безрезультатны или делают хуже, Бурлесон изучал теории и работы, посвященные эмоциям и факторам, приводящим к эмоциональному дистрессу. Это исследование эмоциональной динамики дало новое понимание утешения как процесса общения, который (в идеале) помогает находящимся в дистрессе понять смысл произошедшего, определить свои чувства и заново оценить огорчившую ситуацию. Этот взгляд на процесс утешения повышает значение эмпатичного слушания и возможность подробно поговорить о чувствах и переживаниях. Люди склонны осознавать свои переживания, выражая мысли и чувства в рассказе. Бурлесон и обучающиеся у него студенты проводят в настоящее время ряд исследований, посвященных монологам, приводящим к осознанию и тому, как это повествование влияет на уменьшение эмоционального дистресса. Более подробную информацию о работах Бурле-сона можно найти в интернете: http:// www.sla.purdue.edu/ academic/comm/Staff/ Faculty.html#Burleson.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Проблема контроля за эффектом последовательности
Обычно эффект последовательности контролируется с помощью создания нескольких последовательностей — такой подход известен как позиционное уравнивание. Как вы узнаете далее, данная процедура лучше ...

Задачи исследований в психологии
В психологии перед научным исследованием стоит четыре взаимосвязанные задачи. Исследователи хотят добиться полного описания поведения, объяснения и прогнозирования его, а также с помощью сделанных ...

Межличностная коммуникация
Межличностная коммуникация — это неформальное взаимодействие, которое происходит один на один или в малых группах. Беседуем ли мы с соседями по студенческому общежитию, болтаем ли по телефону с то ...