Поняв сказанное, мы должны утешить собеседника. Утешить означает помочь человеку позитивнее воспринимать себя и свое поведение. Утешение будет иметь место в тех случаях, когда человек почувствует, что ему доверяют, понимают и принимают его.

Утешение

— помощь человеку в более позитивном восприятии себя и своего поведения.

Изучение утешающих сообщений показало, что люди, в большей степени использующие более утонченные стратегии утешения, воспринимаются как более чуткие, заботливые и участливые (Samter, Burleson & Murphy, 1987; Burleson & Samter, 1990; Kunkel & Burleson, 1999). Ясно, что мы не можем утешать, не испытав прежде эмпатию. В течение многих лет большая часть наиболее важных исследований на эту тему проводилась Брантом Бурлесоном и его коллегами. Мы представляем Бурлесона в рубрике: «Прожектор на ученых».

В разделе «Понимание» мы обсудили две важных эмпатических реакции: задавание вопросов и парафраз. В этом разделе мы рассмотрим поддержку и интерпретацию.

Поддержка

Реакции поддержки — это утешающие высказывания, цель которых — выразить одобрение, поддержать, воодушевить, успокоить, утешить или обрадовать. Эти реакции показывают, что мы переживаем за собеседника и за то, что случилось, и выражают то, что мы испытываем эмпатию к человеку, вне зависимости от направленности или интенсивности его чувств (Burleson, 1994).

Реакции поддержки

— это утешающие высказывания, цель которых — выразить одобрение, поддержать, воодушевить, успокоить, утешить или обрадовать.

Поддержка позитивных эмоций

Все мы дорожим нашими положительными эмоциями. Когда мы делимся ими, то не хотим натолкнуться на неадекватность или бесчувственность слушателя. Поддержать позитивные чувства в целом легко, но все же это требует определенной аккуратности. Разберем следующий пример:

Кендра (вешает телефонную трубку, делает танцевальное па и поворачивается к Селене): Это был мой босс. Он сказал, что занес мое имя в списки на повышение. Я даже не верила, что он вспомнит про меня! Все мы дорожим нашими положительными эмоциями. Когда мы делимся ими, мы не хотим

Все мы дорожим нашими положительными эмоциями. Когда мы делимся ими, мы не хотим натолкнуться на неадекватность или бесчувственность слушателя.

Реплика Кендры требует адекватного устного ответа. Чтобы этого добиться, Селена должна понимать чувства людей, узнавших хорошую новость, или представить, что бы она сама почувствовала при сходных ситуациях.

ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕНЫХ

Брант Бурлесон, профессор коммуникации в Университете Пердью, об утешенииИнтерес к утешающему поведению пробудился у Бранта Бурле-сона в его студенческие

Интерес к утешающему поведению пробудился у Бранта Бурле-сона в его студенческие годы в университете Колорадо в Боулдере, где он усвоил тезис: «всякое общение есть убеждение». Это утверждение не вязалось с собственным опытом Бур-лесона. Дитя пятидесятых, чье взросление пришлось на полные эмоций шестидесятые, Бурлесон часто был свидетелем конфликтов и душевных ран, но он также видел людей альтруистичных и утешающих. Он понял, что утешение не направлено на изменение чьей-либо точки зрения или поведения. К утешению прибегают, чтобы просто помочь другому человеку. Поступив в высшую школу при университете Иллинойса, Бурлесон начал изучать формальную сторону того, как одни люди утешают других. Он хотел научно установить, важны ли утешающие сообщения, и насколько они эффективны. С того времени Бурлесон очень многое сделал для достижения этой цели.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Проблема контроля за эффектом последовательности
Обычно эффект последовательности контролируется с помощью создания нескольких последовательностей — такой подход известен как позиционное уравнивание. Как вы узнаете далее, данная процедура лучше ...

Один фактор — более двух уровней
Если в экспериментах используется одна независимая переменная, ситуация, когда изучаются только два ее значения, является скорее исключением, чем правилом. В большинстве однофакторных исследований ...

Основные черты экспериментальных исследований
Со времен Вудвортса психологи рассматривают эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные не ...