Вот еще два примера, противопоставляющие неправильные и более правильные вопросы.

Тамара: «Они опять отвергли мое предложение!»

Арт: (неправильно) «А ты все объяснила как надо?» (Этот вопрос является скрытой нападкой на Тамару в форме вопроса).

(правильно) «А они сказали, почему?» (Этот вопрос — искренняя просьба о дополнительной информации).

Рене: «На прошлой вечеринке было столько начальников, что я чувствовал себя странно».

Джавер: (неправильно) «Почему?» (Этим коротким вопросом Джавер не делает ничего, чтобы почувствовать или понять чувства Рене.)

(правильно) «а что заставляет тебя чувствовать себя странно в присутствии боссов?» (Здесь вопрос сконструирован так, чтобы Джевер мог понять собеседника; возможно, такая формулировка поможет лучше понять ситуацию самому Рене.)

Итак, чтобы повысить эффективность вопросов, следует:

1) определить, какого рода информация необходима вам для лучшего понимания сказанного;

2) сформулировать конкретные вопросы в виде законченных предложений, направленных на получение этой информации;

3) задавать вопросы искренним тоном;

4) в стрессовых ситуациях принимать тяжесть невежества на свои плечи.

Парафраз

Активные слушатели не только учатся спрашивать, но и постигают искусство парафраза, или изложения сути сообщения. Например, во время встречи с профессором, на которой обсуждались итоги первого экзамена, Чарли говорит: «Похоже, я провалил первый тест — у меня много всего вертелось в голове». Если профессор Дженсен ответила бы так: «Если я правильно поняла, было что-то, что отвлекало вас от учебы», то она перефразировала бы собеседника.

Парафраз

— изложение сути сообщения.

Парафраз может быть направлен на содержание, на чувства, скрытые за содержанием, или на то и другое. В предыдущем примере ответ профессора «Если я правильно поняла, было что-то, что отвлекало вас от учебы» является парафразом содержания. Он нацелен на значение сообщения. Если бы профессор Дженсен заметила, как во время разговора Чарли опустил глаза, вздыхал и медленно качал головой, и сказала бы: «Итак, ты весьма расстроен оценкой за прошлый тест», ее ответ был бы парафразом чувств. При этом принимаются во внимание чувства, связанные со сказанным.

Парафраз содержания

— ответ, ориентированный на логическое значение устного сообщения.

Парафраз чувств

— ответ, ориентированный на эмоции, связанные с содержанием сообщения.

В условиях реальной жизни мы часто не разделяем парафраз содержания и чувств, а наши ответы могут быть их комбинациями. Все три типа парафраза в ответ на одну и ту же реплику представлены в следующем примере:

Высказывание: «Пять недель назад я отдал исправленную рукопись статьи о моих экспериментах своему консультанту. Я был доволен, так как думал, что изменения, которые я внес, значительно улучшили ее. И вот, вчера мой консультант останавливает меня, возвращает рукопись и говорит, что он решительно не понял, чем этот черновик отличается от первого».

Парафраз содержания: «Скажи, правильно ли я тебя понял. Твой консультант подумал, что ты недостаточно переделал статью, но ты приложил к этому много усилий и думаешь, что этот черновик — совсем другой и значительно лучше первого».

Парафраз чувств: «Мне кажется, что для тебя стало крайне неприятной неожиданностью, что твой консультант не увидел сделанных тобою изменений».

Комбинация: «Если я правильно понял, ты говоришь, что твой консультант не смог увидеть разницы, хотя ты думал, что ты не просто изменил, но и значительно улучшил свою статью. И мне кажется, что комментарии консультанта вызвали у тебя раздражение».

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Задания для повторения
В конце каждой главы приводятся задания для повторения. Это задания двух типов: на выбор одного ответа из нескольких и на написание коротких эссе. Прежде чем выполнять задания, внимательно изучите ...

Использование корреляций
Принимая во внимание подводные камни интерпретации корреляций, а также тот факт, что желаемые выводы о причинах и следствиях могут быть сделаны только на основании настоящих экспериментов с управл ...

Корреляция и регрессия: основы
Считается, что переменные коррелируют, если между ними существует какая-либо взаимосвязь. Это подразумевает сам термин «корреляция»: «ко» означает взаимное действие, а «реляция» (от англ. relation ...