Беседы и неформальный обмен мыслями и чувствами обычно происходят в обстановке с глазу на глаз. Существует два типа разговоров: непринужденная беседа и деловое обсуждение проблем, каждый из которых имеет общую структуру.

Разговоры идут по неписаным правилам, которые определяют, какое поведение обязательно, предпочтительно или запрещено. Четыре особенности правил бесед формируют поведение участников: правила оставляют возможность выбора, предписывают, вытекают из контекста и определяют уместное поведение.

Эффективные беседы опираются на принцип сотрудничества, который предполагает, что разговор эффективен, когда участники объединяются вместе для достижения целей беседы и разговор приятен для каждого участника. Принцип сотрудничества, в свою очередь, характеризуется шестью правилами: количество, качество, уместность, хорошие манеры, нравственность и вежливость.

Человек, умеющий вести беседу, демонстрирует навыки предоставления достоверной информации (включая указание источников), поддерживает баланс между временем разговора и слушания (соблюдая очередность в беседе), поддерживает последовательность разговора, демонстрирует вежливость (используя позитивные и негативные стратегии спасения престижа) и не нарушает этические нормы.

КАК БЫ ПОСТУПИЛИ ВЫ? Вопрос этики

Сара, Джон, Луиза, Найма и Ричард встретились на вечеринке, которую устроил университет для первокурсников. В перерыве ребята начали рассказывать, откуда они приехали, где работали, учились и какую специальность они хотят получить. Джона очень увлекла беседа с Луизой — он подумал, что она милая девушка, и захотел произвести на нее впечатление. Когда она упомянула, что участвовала в школьных театральных постановках и подумывает о такой профилирующей дисциплине, как драма, он начал делиться с ней своим собственным театральным опытом. Все сначала вежливо и с интересом слушали, но он говорил и говорил. Наконец Найма прервала Джона и сменила тему, за что остальная часть группы была ей очень благодарна.

В продолжение их двадцатипятиминутного разговора, если кто-то предлагал собственную тему, Джон немедленно вклинивался в разговор и рассказывал какие-то нелепые истории, которые не относились к делу. Он был не только скучен, но, казалось, что его истории выдуманы. Он был героем каждой — шла ли речь о его интеллекте или его силе. Кроме того, он давал совершенно неуместные комментарии, которые были неприятны всем. Один за другим каждый из присутствующих находил повод удалиться. Скоро Джон остался один. Несколько минут спустя Джон услышал, как остальные четверо разговаривают в коридоре. Прежде чем он завернул за угол и попал в их поле зрения, он услышал, как один из них сказал: «Не хотите ли вы, ребята, спуститься в кафе, где мы могли бы спокойно побеседовать? Того, что наговорил Джон, было чересчур, но я думаю, что мы можем избежать встречи с ним, если смоемся через боковую дверь. Без него мы сможем поговорить спокойно».

1. Говорили ли вы когда-нибудь с таким человеком, как Джон? В чем ошибка Джона? Что он должен был сделать иначе?

2. Каков этический подтекст поступка Луизы и остальной группы, заставивший их ускользнуть через боковую дверь, не сказав ничего Джону? Аргументируйте свою точку зрения.

Смотрите также

Корреляция и регрессия: основы
Считается, что переменные коррелируют, если между ними существует какая-либо взаимосвязь. Это подразумевает сам термин «корреляция»: «ко» означает взаимное действие, а «реляция» (от англ. relation ...

Основные черты экспериментальных исследований
Со времен Вудвортса психологи рассматривают эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные не ...

Спам раздражает
Спам раздражает. Спамеров ненавидят все интернет-пользователи, которым приходит в день по 20-80 писем с предложением купить пилюли, вызвать грузчиков или пройти курс английского языка. Про спамеров ...