Желательно, чтобы субъект не пользовался ластиком и представлял рисунки в первозданном виде, тем не менее, наиболее значимыми являются окончательные варианты, которые он передает психотерапевту. Рисунок должен отражать старание, а его линии — эмоциональную решительность субъекта, иначе прочтение его психической динамики окажется невозможным. Субъект непрерывно должен следовать своему спонтанному порыву, а не технике рисования.

Совершенно неважно, как рисует субъект: как трехлетний ребенок, школьник или Леонардо да Винчи, главное — его способность к самовыражению, пониманию того, что тему рисунка необходимо наполнить содержанием. Субъект должен рисовать до тех пор, пока рисунок не обретет задуманный им смысл.

Если клиенту не удается вспомнить какой-либо сон или он оказывает сопротивление во время психотерапевтического сеанса, психотерапевт может предложить ему пройти тест шести рисунков.

В основе интерпретации графической спонтанности, выраженной в шести символических проекциях (отражающих совокупность экзистенциального действия субъекта), лежит верификация того, насколько и каким образом интенциональная идентичность субъекта (а, следовательно, пропорциональная динамика проецируемого) функциональна и утилитарна в контексте в соответствии с обычными и общепринятыми парадигмами биосоциальной реальности (для субъекта).

Оценку рисунков можно подразделить на две стадии:

1) интерпретация графического исполнения;

2) интерпретация символизма .

Основным является первое организмическое впечатление психотерапевта от рисунков. Жизнь действует в унисон: если субъект болен, то здоровая жизнь аутентичного психотерапевта реагирует защитным образом.

Рисунок дерева отражает индивидуальную психобиологическую ситуацию — это видение собственной жизни в мире жизни. Следовательно, данный рисунок дает представление о целостной ситуации индивида в контексте среды. Изображение дерева выражает интенцию и ситуацию в действии клиента; кроме того, оно позволяет психотерапевту установить уровень психологической и социологической стабильности субъекта.

Рисунок персонажа одного с клиентом пола указывает на то, как он воспринимает себя; рисунок персонажа противоположного пола выявляет то, как клиент относится к противоположному полу

Рисунок родительской семьи идентифицирует актуальную динамику семейной группы, то есть преобладающие взаимодействия, господствующую личность, пассивную личность и т.п., а также позицию, занимаемую клиентом в данном контексте.

Рисунок текущей ситуации отражает состояние — позитивное или негативное, — преобладающее в субъекте в данный момент его жизни. Наряду с изображением дерева, этот рисунок имеет особое значение для начальной диагностики. Если человек не реализован, он в своем рисунке неизбежно проецирует свои пределы, а иногда даже и заболевание. Действительно, стратегия бессознательного определяет топографию ситуации и сигнализирует об ошибке или успехе в соответствии с иерархией, отправной точкой которой является сам индивид: на первом месте стоит физико-биологическая целостность, затем область эмоций, чувств и, наконец, социальная деловая сфера. Таким образом, в рисунке текущей ситуации субъект указывает на проблему, требующую немедленного психотерапевтического решения. Действительно, на этом рисунке клиент изображает наиболее актуальную ситуацию, так как в ином случае он не воспроизводил бы ее.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Виды шкал измерений
Результаты измерении характеристик поведения представляются в виде набора чисел. Мы говорим, что кто-то среагировал через 3,5 секунды, получил 120 баллов за /Q-тест или нашел выход из лабиринта тр ...

Способы познания
Давайте задумаемся над чем-нибудь, что мы считаем безусловно верным. Это может быть нечто совсем простое, вроде мысли о том, что сад лучше поливать утром, а не вечером, или нечто сложное, как, нап ...

Использование корреляций
Принимая во внимание подводные камни интерпретации корреляций, а также тот факт, что желаемые выводы о причинах и следствиях могут быть сделаны только на основании настоящих экспериментов с управл ...