На основании чего мы решаем быть вежливыми, и которую из трех стратегий мы затем используем? Браун и Левинсон (Brown & Levinson, 1987) считают, что на это решение влияет комбинация из трех факторов:

1. Насколько хорошо люди знают друг друга и каков статус собеседника. Чем меньше мы знакомы с кем-то и чем выше социальное положение человека, тем больше усилий мы прикладываем, чтобы быть вежливыми.

2. Какую власть имеет слушатель над говорящим. Большинство из нас прикладывает больше усилий, чтобы быть вежливыми с людьми, обладающими властью, чем с людьми, которые не обладают властью.

3. Существует ли риск навредить другому человеку. Большинству из нас не нравится намеренно наносить вред другим людям.

Чтобы показать, как вы можете применять эту теорию, рассмотрим два примера. Во-первых, предположим, вы хотите обратиться с просьбой к своему соседу по комнате, чтобы он просмотрел вашу работу, прежде чем дать ее преподавателю. Сосед — ваш друг, и вы успешны в своем начинании. Степень навязчивости вашей просьбы незначительна и она может лишь слегка угрожать — в прошлом вы оба просматривали работы друг друга. Кроме того, ваш сосед не имеет над вами особой власти. В связи с этим соображением вы можете не прикладывать особых усилий, чтобы быть вежливым. Вы можете попросить об этом, не особенно заботясь об интересах соседа, и сказать: «Дэнни, посмотри-ка на это задание. Я должен отдать его завтра».

Во-вторых, предположим, вы хотите попросить преподавателя просмотреть задание, прежде чем окончательно сдать его для оценки. Поскольку ваш преподаватель не является вашим другом (между вами большая социальная дистанция) и преподаватель обладает некоторой властью над вами, вам, возможно, придется обратиться к преподавателю более вежливо, чем к своему другу. В результате вы, вероятно, построите высказывание, которое включает форму позитивной вежливости, или высказывание, которое включает форму негативной вежливости.

Когда вы станете лучше понимать потребности людей в сохранении лица, вы будете лучше определять ситуации, в которых вам придется проявить особенно вежливое поведение. Кроме того, каждый из нас может сделать мир немного гуманнее, работая над тем, чтобы быть всегда вежливым, независимо от требований обстоятельств.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Смотрите также

Эпилог
Я искренне надеюсь, что вам понравился данный курс но исследовательским методам и ваши занятия были вполне успешными. Данный курс может быть трудным и иногда утомительным, но я уверен в том, что э ...

Наблюдение
Как вы узнали из главы 1, в которой рассматриваются цели психологии, поведение невозможно предсказывать и объяснять, им нельзя управлять без предварительного точного описания этого поведения. Глав ...

Результаты: основной эффект и взаимодействие
Факторные исследования дают два вида результатов: основной эффект и взаимодействие. Основной эффект показывает общее влияние независимых переменных, а взаимодействие отражает совместное действие п ...