На основании чего мы решаем быть вежливыми, и которую из трех стратегий мы затем используем? Браун и Левинсон (Brown & Levinson, 1987) считают, что на это решение влияет комбинация из трех факторов:

1. Насколько хорошо люди знают друг друга и каков статус собеседника. Чем меньше мы знакомы с кем-то и чем выше социальное положение человека, тем больше усилий мы прикладываем, чтобы быть вежливыми.

2. Какую власть имеет слушатель над говорящим. Большинство из нас прикладывает больше усилий, чтобы быть вежливыми с людьми, обладающими властью, чем с людьми, которые не обладают властью.

3. Существует ли риск навредить другому человеку. Большинству из нас не нравится намеренно наносить вред другим людям.

Чтобы показать, как вы можете применять эту теорию, рассмотрим два примера. Во-первых, предположим, вы хотите обратиться с просьбой к своему соседу по комнате, чтобы он просмотрел вашу работу, прежде чем дать ее преподавателю. Сосед — ваш друг, и вы успешны в своем начинании. Степень навязчивости вашей просьбы незначительна и она может лишь слегка угрожать — в прошлом вы оба просматривали работы друг друга. Кроме того, ваш сосед не имеет над вами особой власти. В связи с этим соображением вы можете не прикладывать особых усилий, чтобы быть вежливым. Вы можете попросить об этом, не особенно заботясь об интересах соседа, и сказать: «Дэнни, посмотри-ка на это задание. Я должен отдать его завтра».

Во-вторых, предположим, вы хотите попросить преподавателя просмотреть задание, прежде чем окончательно сдать его для оценки. Поскольку ваш преподаватель не является вашим другом (между вами большая социальная дистанция) и преподаватель обладает некоторой властью над вами, вам, возможно, придется обратиться к преподавателю более вежливо, чем к своему другу. В результате вы, вероятно, построите высказывание, которое включает форму позитивной вежливости, или высказывание, которое включает форму негативной вежливости.

Когда вы станете лучше понимать потребности людей в сохранении лица, вы будете лучше определять ситуации, в которых вам придется проявить особенно вежливое поведение. Кроме того, каждый из нас может сделать мир немного гуманнее, работая над тем, чтобы быть всегда вежливым, независимо от требований обстоятельств.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Смотрите также

«Кого» измерять: выборки
Кроме решения о том, что измерять при проведении психологических исследований, необходимо также решить, кого просить участвовать в исследовании и чье поведение будет оцениваться. Для этого есть дв ...

Упражнения
В дополнение к заданиям для повторения в конце каждой главы приводятся упражнения. Они представляют собой вопросы, побуждающие вас думать так, как это делают психологи-исследователи, и применять з ...

Квазиэкспериментальные планы
Строго говоря, «настоящие» экспериментальные исследования проводятся с использованием управляемых независимых переменных и либо эквивалентных групп в случае межсубъектных планов, либо позиционного ...