Принцип сотрудничества

состоит в том, что беседы будут протекать удачно, когда вклад участников разговора будет соответствовать его цели.

Правила беседы

— необходимые условия беседы.

Беседы не только структурируются правилами, которым следуют участники, но они также зависят от того, насколько хорошо сотрудничают партнеры по разговору. Принцип сотрудничества состоит в том, что беседы будут протекать удачно, когда вклад участников разговора будет соответствовать его цели (Grice, 1975). Основываясь на этом правиле, Поль Грайс описывает следующие четыре правила (необходимых условия) беседы:

1. Правило качества требует от нас сообщать достоверную информацию. Когда мы преднамеренно лжем, искажаем что-либо или представляем в ложном свете, мы не сотрудничаем в беседе. Быть правдивым значит не только избегать намеренной лжи или искажений, но также заботиться о недопущении любых ошибочных интерпретаций. Так, если одноклассник задает вам вопрос на определенную тему, вы делитесь с ним, если вы знаете ответ, но вы не должны делать предположения и предлагать ему свою точку зрения, выдавая ее за истину. Если вы не знаете или у вас неопределенное представление об этом, так и скажите.

Правило качества

— требование сообщать достоверную информацию.

2. Правило количества призывает нас сообщать такое количество информации, которое достаточно, чтобы удовлетворить других потребителей информации и поддерживать разговор на должном уровне, но не столь долго и подробно, чтобы погубить неформальный компромисс, который характеризует хорошее обсуждение. Таким образом, когда Сэм спрашивает Рэнди, как ему понравилось посещение Сент-Луиса, ответ последнего «прекрасно» — слишком короткий, но его монолог на двадцать пять минут со всеми подробностями его путешествия, вероятно, будет слишком длинен.

Правило количества —

требование сообщать такое количество информации, которое достаточно или необходимо — не слишком много и не слишком мало.

3. Правило уместности требует от нас сообщать информацию, которая связана с обсуждаемой темой. Поверхностные комментарии или откровенная подмена предмета обсуждения, когда другие партнеры еще активно заинтересованы в обсуждавшейся теме, разрушают сотрудничество. Например, представьте, что Хэл, Кори и Ли-Сунь дружески беседуют о пользе, которую принесут местным приютам для бездомных благотворительные соревнования по ходьбе/ бегу на 5 километров. Если при этом Кори спросит, кто из них решил задачу №101 по математике, он разрушит сотрудничество. Его комментарий не связан с предметом обсуждения.

Правило уместности —

требование сообщать информацию, которая связана с обсуждаемой темой.

4. Правило хороших манер призывает нас быть точными и организованными, когда мы излагаем наши мысли. Мы сотрудничаем, приводя в порядок наши мысли и используя специфический язык, который проясняет смысл сказанного. Когда мы даем информацию, которую слушатель считает малопонятной, неопределенной и вносящей дезорганизацию, это не способствует доведению до него смысла. Так, если кто-то спрашивает у вас объяснения, как использовать новое фотокопировальное устройство, вы можете провести человека через все стадии получения копии, вместо невнятных перечислений технических характеристик аппарата, только сбивающих слушателя с толку.

Бах и Харнич (Bach & Harnich, 1979) предложили два дополнения к правилам Грайса — правило нравственности и правило вежливости.

Правило хороших манер —

требование быть точными и организованными, когда мы излагаем наши мысли.

5. Правило нравственности призывает нас говорить таким образом, чтобы соответствовать этическим нормам. Например, в Соединенных Штатах нарушением моральных принципов считается разглашение информации, сообщенной конфиденциально или склоняющей человека к действиям, которые говорящий расценивает как направленные против личных интересов собеседника.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Виды шкал измерений
Результаты измерении характеристик поведения представляются в виде набора чисел. Мы говорим, что кто-то среагировал через 3,5 секунды, получил 120 баллов за /Q-тест или нашел выход из лабиринта тр ...

Особенности научного мышления в психологии
Способ мышления, характерный для ученых в целом и исследователей-психологов в частности, имеет определенные особенности. Во-первых, исследователи полагают, что явления действительности, в том числ ...

Планы с контрольными группами
Понятие об экспериментальных и контрольных группах, а также о различиях между ними было дано в главе 5. Экспериментальные группы подвергаются определенному воздействию, а контрольные — не подверга ...