Стереотипы, предубеждение и дискриминацию, так же как и я-концепцию и самооценку, трудно изменить. Люди обычно стремятся сохранить свои стереотипы, предубеждения и продолжают дискриминировать других даже перед лицом доказательств, которые опровергают их же собственные стереотипы.

Расизм, этноцентризм, сексизм, эй-джизм —

уверенность в том, что поведение или качества одной группы по своей сути лучше поведения или качеств других групп и что это дает «господствующей» группе право доминировать над «нижестоящей» группой или дискриминировать ее.

Расизм, этноцентризм, сексизм, эйджизм и другие «измы» возникают, когда влиятельная группа считает, что люди, принадлежащие к этой группе, лучше других людей и что эти преимущества дают группе, обладающей властью, право доминировать над «низшей» или дискриминировать ее. Поскольку эти «измы» могут глубоко укорениться и они трудноуловимы, можно не заметить в своем поведении расистских или сексистских проявлений. Такое поведение показывает нашу непоследовательность по отношению к афроамериканцам, например, в таких случаях, как финансовая помощь студентам при регистрации. Это может проявиться неосознанно, например, когда вы отодвигаетесь от слепого человека в автобусе. Рассказывая анекдоты, смеясь шуткам, потакая повторению шуток, унижающих женщин, вы ведете себя как сексист. Таким же образом вы ведете себя по отношению к мужчинам, планируя собрание или гибкий график только для сотрудниц.

Все люди могут иметь предубеждения и способны подвергать кого-то дискриминации. Однако «предубеждение групп, обладающих властью, влечет за собой более глубокие последствия» (Sampson, 1999).

Эмоциональные состояния

Последний фактор, который влияет на правильное восприятие окружающих, — это наше эмоциональное состояние во время взаимодействия.

Расистские и сексистские разговоры

Подумайте о недавней ситуации, когда вы слушали расистские или сексистские анекдоты или чьи-то замечания на эту тему. Как вы реагировали? Как реагировали другие присутствующие? Довольны ли вы своей реакцией? Если нет, подумайте о том, как бы вы могли отреагировать иначе.

Основываясь на своих открытиях, Джозеф Фор-гас (Forgas, 1991) сделал вывод, что «среди людей широко распространена тенденция к восприятию и объяснению других в терминах собственных чувств, которые владеют ими в это время». Если, например, вас приняли в интернатуру, которой вы давно добивались, и вы в хорошем настроении, вызванном вашим везением, то, вероятно, под впечатлением этого вы воспринимаете другие события и других людей более позитивно, чем могли бы воспринять при иных обстоятельствах. Если же вы получили низкую оценку за работу, которая, по вашему мнению, была хорошо написана, ваше восприятие людей вокруг вас, вероятно, будет окрашено разочарованием или раздражением в соответствии с этой оценкой.

Наши эмоции бывают также причиной выборочного восприятия, когда игнорируется не согласующаяся с ними информация. Например, если Донна воспринимает Ника как мужчину, с которым она могла бы развивать серьезные взаимоотношения, она будет сосредоточена на положительных сторонах личности Ника и склонна не обращать внимания или вообще игнорировать его отрицательные качества, которые видны другим.

Атрибуции —

причины, которыми мы объясняем поведение других людей.

Наши эмоции могут также повлиять на наши атрибуции (Forgas, 2000). Атрибуции — это причины, которыми мы объясняем поведение других людей. Мы не только судим о людях, но и пытаемся осознать причины поведения людей.

В соответствии с теорией атрибуции, наши предположения — как верные, так и неверные — о причинах поведения других людей непосредственно воздействуют на наше восприятие этих людей. Предположим, например, что ваш коллега, с которым вы договорились позавтракать в полдень, не пришел до 12.20. Если он вам нравится и вы его уважаете, вы, вероятно, объясните его опоздание влиянием внешних причин: важный телефонный звонок в последнюю минуту, необходимость закончить работу до перерыва или что-то непредвиденное. Если вы не особенно любите своего коллегу, вы, вероятно, определите его опоздание как следствие его личных недостатков: забывчивости, невнимательности или злых намерений. В любом случае ваша случайная атрибуция будет влиять на восприятие вами этого человека впоследствии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Эпилог
Я искренне надеюсь, что вам понравился данный курс но исследовательским методам и ваши занятия были вполне успешными. Данный курс может быть трудным и иногда утомительным, но я уверен в том, что э ...

Наблюдение
Как вы узнали из главы 1, в которой рассматриваются цели психологии, поведение невозможно предсказывать и объяснять, им нельзя управлять без предварительного точного описания этого поведения. Глав ...

«Кого» измерять: выборки
Кроме решения о том, что измерять при проведении психологических исследований, необходимо также решить, кого просить участвовать в исследовании и чье поведение будет оцениваться. Для этого есть дв ...