Это пример «положительного ореола» (Хизер наделяет Мартину положительными качествами). Мы также используем скрытую теорию личности, неправильно приписывая людям отрицательные качества. Фактически Холлман (Hollman, 1972) обнаружил, что негативная информация сильнее влияет на наше впечатление о других людях, чем позитивная. Более вероятно, что мы наделим других отрицательным ореолом, чем положительным.

Эффект ореола чаще всего возникает при следующих условиях:

1) когда воспринимающий судит о чертах, в которых он не разбирается;

2) когда черты связаны с нравственностью;

3) когда воспринимающий хорошо знает данного человека.

При наличии ограниченной информации мы сами додумываем детали. Эта тенденция дополнять детали ведет ко второму фактору, который объясняет социальное восприятие, — к стереотипам.

Стереотипы

Стереотипы —

упрощенные и стандартизованные концепции характеристик или ожидаемого поведения членов определенной группы.

Возможно, наиболее известный фактор, который обыкновенно влияет на наше восприятие других, — это стереотипы. Стереотипы — это упрощенные и стандартизованные концепции характеристик или ожидаемого поведения членов определенной группы.

Эти характеристики, рассматриваемые в целом, могут быть восприняты как положительные или отрицательные и могут быть точны или не точны (Jussim, McCauley & Lee, 1995). Когда мы создаем стереотипы, мы считаем человека обладающим определенными характеристиками, потому что идентифицируем его как принадлежащего к определенной группе.

Стереотипы

Подумайте о своей недавней встрече с кем-то, принадлежащим к другой расе или имеющим иное этническое происхождение. Вспомните, как вы себя чувствовали? Было ли вам с этим человеком удобно, и в какой степени? Как влияло расовое или этническое происхождение этого человека на ваши чувства и реакцию? Влияло ли оно на темы, которые вы обсуждали, или на тщательность, с которой вы выбирали выражения? В какой степени вы достигли целей беседы, и насколько она удовлетворила вас?

Мы стремимся сформировать обобщенный образ любой группы, с которой входим в контакт. Впоследствии любые воспринимаемые сигналы: цвет кожи, стиль одежды, религиозные изображения, цвет волос, пол и т. д. — могут привести нас к проецированию обобщения на конкретную личность.

Создание стереотипов приводит воспринимающего к неправильным выводам, так как он игнорирует индивидуальные особенности. Например, если часть стереотипа Дзйва — восприятие поведения адвокатов по гражданским правонарушениям как неэтичного, то он будет использовать этот стереотип, встретив Дениз, высокопринципиальную женщину, которая является успешным адвокатом именно по гражданским правонарушениям.

РАЗЛИЧНЫЕ ГОЛОСА

Социальное восприятие

Артуро Мадрид

Артуро Мадрид — президент Центра Томаса Риверы Национального института проблем латиноамериканцев. В этой подборке материалов Мадрид описывает конфликтный опыт тех, кто видит себя отличными от тех, кого обычно описывают как «американцев». Собственное отношение человека к себе и отношение других людей к человеку как к «другому» и «невидимому» является мощным фактором, определяющим я-концепцию и формирующим особый фильтр, через который человек общается с другими.

Меня зовут Артуро Мадрид. Я гражданин Соединенных Штатов Америки, так же как мои родители, мои бабушки и дедушки и другие мои предки. Мои пращуры жили на территории, которая теперь называется Соединенные Штаты, со времен Плимут Рока, даже если не принимать во внимание мои предполагаемые корни среди американских индейцев.

Тем не менее я не соответствую образу идеального американца. Описание моей внешности, моих речевых паттернов, моей фамилии, моей профессии (преподаватель испанского языка) может смутить читателя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Факторный анализ
Факторный анализ — это статистический инструмент, который лежит в самой основе исследования индивидуальных различий. Многочисленные варианты его использования включают конструирование тестов, выявл ...

Цель и содержание оперативного анализа
На каждом предприятии ежедневно принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа. Основой принятия решений по регулированию производства явля ...

Задания для повторения
В конце каждой главы приводятся задания для повторения. Это задания двух типов: на выбор одного ответа из нескольких и на написание коротких эссе. Прежде чем выполнять задания, внимательно изучите ...