ших тетрадях. Одинаковы ли эти описания? Чем они отличаются? Понимаете ли вы, почему они различны? Длинные ваши описания или короткие? Как вы полагаете, почему? Подумайте о собственном объяснении ваших переживаний и о том, что другие говорили о вашем влиянии на я-концепцию. Теперь упорядочите ваше описание, пытаясь сгруппировать характеристики. Используя эту информацию, напишите эссе под названием «Кто я и как мне об этом узнать?».

Самооценка оказывает важное воздействие на предсказания, которые делают люди. Например, люди с положительной самооценкой оценивают успех позитивно и уверенно предсказывают, что они могут его повторить. Люди с низкой самооценкой приписывают свой успех удачному случаю и предсказывают, что они не смогут повторить его (Hattie, 1992).

Предсказания других также могут воздействовать на ваши действия. Например, когда преподаватели ведут себя так, как если бы их студенты были способными, последние «покупаются» на ожидания и преуспевают. Таким же образом, когда профессора ведут себя так, как если бы их студенты были бездарными, последние могут «опуститься» до навязанного им предсказания. Таким образом, когда мы говорим с другими, у нас появляется возможность влиять на их будущее поведение.

Фильтрация сообщений

Наше восприятие себя также может быть искажено, когда мы фильтруем сказанное другими. Даже если мы «слышим» сообщения правильно (то есть наши уши получают сообщения, а наш мозг записывает их), мы не воспринимаем их одинаково. Например, вы составили план занятий для вашей студенческой группы. Кто-то говорит, что вы хороший организатор. Вы можете не услышать этот комментарий, можете проигнорировать его или ответить: «Любой может это сделать — здесь нет ничего сложного». Если вы действительно считаете себя хорошим организатором, вы обратите внимание на комплимент и можете даже усилить его, бросив реплику вроде «Благодарю, я много работал, готовясь к занятиям, но это окупилось. Решение само шло в руки».

Изменение я-концепции и самооценки

Я-концепция и самооценка — устойчивые характеристики, но они могут изменяться. В своем анализе некоторых других исследований Кристофер Мрук (Mruk, 1999) обнаружил, что самооценка может возрастать. Он сообщает: «В конечном счете самооценка возрастает в результате тяжелой работы и практики, практики, практики — это неотвратимый экзистенциальный факт» (с. 112).

В этой книге мы затронем многие особенности коммуникативного поведения, которые направлены на усиление нашей компетентности при общении. Когда вы начнете практиковаться и совершенствовать свои навыки, вы будете получать положительные реакции людей на ваше поведение. Если вы продолжите работать над своими навыками, вызванные вашими действиями положительные реакции помогут улучшить вашу я-концепцию и повысить самооценку. Как вы себя видите? Искаженная я-концепция может стать самоисполняющимся пророчеством.

Как вы себя видите? Искаженная я-концепция может стать самоисполняющимся пророчеством.

Представление себя

Роль —

это паттерн приобретенных форм поведения людей, используемый для достижения ожидаемых целей в определенной ситуации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Задания для повторения
В конце каждой главы приводятся задания для повторения. Это задания двух типов: на выбор одного ответа из нескольких и на написание коротких эссе. Прежде чем выполнять задания, внимательно изучите ...

Психоаналитическая теория Фрейда
Теория Зигмунда Фрейда включена в эту книгу по нескольким причинам. Это была одна из самых первых четко сформулированных современных теорий личности, и она все еще сохраняет влияние в ряде дисциплин ...

Один фактор — более двух уровней
Если в экспериментах используется одна независимая переменная, ситуация, когда изучаются только два ее значения, является скорее исключением, чем правилом. В большинстве однофакторных исследований ...