Наблюдай и размышляй Восприятие себя

Каким вы себя видите? Под пунктом 2.1 в рабочей тетради нужно перечислить навыки, способности, знания, компетентность и личные качества, которые описывают, каким вы себя видите. Формируя этот перечень, попытайтесь закончить предложения: «У меня есть навыки в «У меня способности к_», «Я много знаю о_», «Я компетентен в вопросе о_», «Одна часть моей индивидуальности — это что я_». Перечислите как можно больше характеристик в каждой категории. Вы должны совершенствовать способность описывать вашу я-концепцию. Проанализируйте каждый пункт вашего списка. Вспомните, как вы узнаёте, что обладаете талантом или какими-то качествами. Как этот обзор помог вам понять материал, который вы изучаете?

Некоторые люди имеют очень детальную я-кон-цепцию, они могут описать большое количество навыков, способностей, знаний по многим вопросам и личных качеств, которыми они обладают. Чем богаче наша я-концепция, тем лучше мы знаем и понимаем, кто мы такие, и тем лучше мы можем справиться с трудностями, возникающими при взаимодействии с людьми.

Наша я-концепция начинает формироваться на ранних стадиях жизни, и информация, которую мы получаем от своей семьи, изменяет нашу я-концеп-цию (Demo, 1987). Члены семьи должны чувствовать ответственность за развитие на основе их слов и поступков правильной и сильной я-концепции у других членов семьи.

Например, когда мама говорит: «Роберто, твоя комната выглядит чисто убранной. Ты очень организованный мальчик», или брат замечает: «Киша, дав взаймы Томике пять долларов, ты действительно выручила ее. Ты очень великодушна», — это поможет Роберто или Кише осознать важную часть своей индивидуальности.

Наблюдай и размышляй Восприятие вас другими

Как другие видят вас? Повторите упражнения по восприятию себя из пункта 2.1, но одновременно в пункте 2.2 вашей тетради используйте следующие высказывания: «Люди считают, что у меня есть навыки в_», «Люди считают, что у меня способности к_», «Люди считают, что я знаю о_», «Люди считают, что я компетентен в_». Снова проверьте все пункты перечня. Припомните, кто говорил вам об этих талантах и характеристиках.

К сожалению, во многих семьях их члены наносят вред я-образу других, особенно развитию я-концеп-ции у детей. Очень вредно обвинять, давать клички и постоянно обращать внимание на недостатки других. Когда отец кричит: «Терри, ты так глуп! Если бы ты только немного подумал, этого бы не случилось», он разрушает веру сына в свои умственные способности. Когда старшая сестра дразнит: «Эй, Дамбо1, сколько раз тебе говорить, ты слишком неуклюжа, чтобы быть балериной», она разрушает в сестре восприятие грациозности.

Развитие и поддержание самооценки

Вспомните, что самооценка, или наша общая оценка своей компетентности и личных достоинств, — это наша положительная или отрицательная оценка я-концепции. Заметьте для себя, что иметь высокую самооценку — это не то же самое, что чувствовать себя в полном порядке, нужно еще иметь на это основания. Наша оценка личных достоинств основана на наших ценностях и все время совершенствуется в результате опыта. С точки зрения Мрука (Mruk, 1999), самооценка — это не только то, как хорошо или плохо вы что-то делаете (я-концепция), но и то, какое значение мы сами придаем своим действиям или как оцениваем, хорошо мы что-то делаем или плохо (р. 26-27). Например, частью я-концепции Фреда является уверенность, что он физически силен. Но если Фред не считает физическую силу или другие качества, которыми он обладает, достойными внимания, в этом случае он не будет иметь высокую самооценку. Мрук считает, что высокую самооценку определяют восприятие имеющихся качеств и уверенность в том, что эти качества имеют ценность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Проблемы искажения
Поскольку в психологических исследованиях экспериментаторы, а обычно и испытуемые, — это люди, то есть вероятность появления некоторого «искажения», попытки предугадать, что должно произойти в ход ...

Планы с контрольными группами
Понятие об экспериментальных и контрольных группах, а также о различиях между ними было дано в главе 5. Экспериментальные группы подвергаются определенному воздействию, а контрольные — не подверга ...

Этические принципы исследований с участием людей
В 1960-х гг. один из принципов первого кодекса был переработан в отдельный кодекс этики исследований с участием людей. Комитет РА, созданный по образцу комитета Хоббса и возглавляемый его бывшим у ...