Сегодня сформулированная Спицбергом модель межличностной коммуникационной компетенции определяет направление всех исследований в этой области. Он рассматривает компетенцию не как характеристики поведения или последовательность действий. Спиц-берг говорит, что межличностная коммуникационная компетенция — это восприятие человеком себя и восприятие его другим человеком. Если компетенция — это восприятие, то из этого следует, что ваше восприятие собственной межличностной коммуникационной компетенции или восприятие собеседника влияет на ваши взаимоотношения. Люди получают большее удовлетворение от взаимоотношений, если они считают себя и собеседника компетентными. Согласно Спицбергу, мы судим о компетенции на основании наших действий в процессе коммуникации. Но что определяет наши действия в конкретной коммуникации?

В тот период, когда Спицберг размышлял о компетенции, он прослушал еще один курс, благодаря которому познакомился с теорией драматического мастерства. В этих теориях утверждалось, что игра актера зависит от его мотивации, знания сценария и актерских навыков. Спицберг обнаружил, что эти же переменные можно применить и в случае коммуникационной компетенции, и включил их в теорию. То, как мы себя ведем в разговоре, зависит, во-первых, от нашей личной мотивации, во-вторых, от того, как много мы знаем о том, какое поведение соответствует данной ситуации, и в-третьих, от того, какими навыками по использованию соответствующего поведения мы обладаем. Кроме того, Спицберг предполагает, что переменные контекста, рассмотренные в этой главе, также влияют на выбор действий в ходе коммуникации и на возникающее ощущение компетентности.

Идеи Спицберга сформировались в период, когда он был в аспирантуре, но потом еще восемнадцать лет он и другие ученые оттачивали теорию, проводя исследования на ее основе и оценивая ее эффективность. Исследования помогли конкретизировать отдельные части теории и подтвердили ее справедливость. С годами Спицберг разработал около дюжины конкретных способов оценки теории. Один из этих инструментов — Рейтинговая шкала разговорных навыков (Conversational Skills Rating Scale), которая была принята Национальной коммуникационной ассоциацией (ведущая национальная организация ученых, преподавателей и практиков, занимающихся вопросами коммуникации) в качестве стандарта оценки межличностной коммуникационной компетенции.

Продолжающаяся заинтересованность Спицберга вопросами коммуникационной компетенции привела его к изучению дисфункциональных взаимоотношений с точки зрения теории компетенции. В последнее время он исследовал навязывание своих мнений в межличностных отношениях и скрытое преследование. В таких ситуациях мотивация навязчивого участника не соответствует мотивации жертвы; навязывающийся участник хочет начать, расширить или продолжить взаимоотношения. Их взаимодействия являются действительными «аргументами» в самом определении взаимоотношений. Навязчивые участники могут считать себя «компетентными» в пределах их собственного понимания компетентности. По мере изучения этих «темных» взаимоотношений ученые, пользуясь нашим пониманием коммуникационной компетенции, смогут определить, будет ли конкретное коммуникационное поведение более эффективно, чем какое-либо иное, в воспрепятствовании навязыванию мнений и скрытому преследованию.

Позже Спицберг расширил свои исследования по навязыванию мнений, изучив новый феномен «ки-бер-преследования». Кроме многочисленных статей, посвященных результатам исследований, Спиц-берг был соавтором (совместно с Уильямом Купачом) двух книг по межличностной коммуникационной компетенции. Ссылки на основные работы Спицберга вы можете найти в списке литературы, приведенном в конце книги.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Виды шкал измерений
Результаты измерении характеристик поведения представляются в виде набора чисел. Мы говорим, что кто-то среагировал через 3,5 секунды, получил 120 баллов за /Q-тест или нашел выход из лабиринта тр ...

Один фактор — более двух уровней
Если в экспериментах используется одна независимая переменная, ситуация, когда изучаются только два ее значения, является скорее исключением, чем правилом. В большинстве однофакторных исследований ...

Планы с контрольными группами
Понятие об экспериментальных и контрольных группах, а также о различиях между ними было дано в главе 5. Экспериментальные группы подвергаются определенному воздействию, а контрольные — не подверга ...