Коммуникационная компетенция

— соответствие коммуникативного поведения данной ситуации и его эффективность.

Навыки

— целенаправленные действия или последовательность действий, которые мы можем выполнить и повторить в соответствующей ситуации.

Коммуникационная компетенция — это соответствие коммуникативного поведения данной ситуации и его эффективность (Spitzberg, 2000). Коммуникация эффективна, если она достигает своих целей; коммуникация соответствует ситуации, если она ожидаема в данной ситуации. Мы создаем ощущение коммуникационной компетентности через посылаемые вербальные сообщения и сопровождающее их невербальное поведение.

Поскольку коммуникация лежит в основе наших взаимосвязей, то одной из целей этого курса будет ознакомление с принципами, которые помогут усовершенствовать навыки коммуникации до уровня компетентности. В рубрике «Прожектор на ученых» мы расскажем о Брайане Спицберге и компетентной межличностной коммуникации. Спицберг считает, что представление о компетентности частично зависит от личностной мотивации, знаний и навыков.

Мотивация имеет очень большое значение, ведь улучшить навыки коммуникации мы сможем только в том случае, если у нас есть мотивация — то есть если мы хотим этого добиться. Обычно люди имеют более сильную мотивацию, если они чувствуют себя уверенно и знают о потенциальных вознаграждениях.

Знания нужны потому, что мы должны хорошо понимать, что входит в процесс совершенствования коммуникации. Чем больше люди знают о поведении в конкретных ситуациях, тем проще им будет развивать свои навыки.

Навыки нужны потому, что мы должны уметь предпринимать действия в соответствии с нашими знаниями о коммуникации. Навыки — это целенаправленные действия или последовательность действий, которые мы можем выполнить и повторить в соответствующей ситуации. Чем большим количеством навыков вы обладаете, тем больше вероятность того, что вы можете эффективно и адекватно структурировать свои сообщения.

Комбинация мотивации, знаний и навыков позволяет нам уверенно держаться при встречах с другими людьми. Весь последующий материал книги посвящен тому, чтобы помочь вам обрести навыки, которые позволят другим считать вас компетентным собеседником. На последующих страницах вы познакомитесь с теориями межличностной и групповой коммуникации и публичных выступлений, что подкрепит ваши знания и мотивацию. Вы также узнаете о специальных навыках, и вам будет предоставлена возможность попрактиковаться в них. Практика увеличит вероятность того, что вы сможете использовать эти навыки, когда возникнет такая необходимость.

Запишем формулировку цели

Чтобы извлечь максимум возможного из этого курса, мы предлагаем сформулировать и записать ваши личные цели по совершенствованию специальных навыков межличностного, группового и публичного репертуара. Зачем формулировать и записывать цели? Вам знакома поговорка: «Дорога в ад вымощена благими намерениями»? Независимо от того, насколько серьезно вы рассматриваете необходимость развития ваших коммуникационных навыков, изменение поведения требует длительного времени и значительных усилий. Если вы запишете цели, то увеличится и вероятность того, что ваши добрые намерения по самоусовершенствованию не пропадут.

Брайан Спицберг, профессор кафедры коммуникации в Государственном университете Сан-Диего, о межличностной коммуникационной компетенции Брайан Спицберг внес немалый вклад в понимание межличностной коммуникации, но

Брайан Спицберг внес немалый вклад в понимание межличностной коммуникации, но больше он известен своими работами по межличностной коммуникационной компетенции. Интерес к этим вопросам впервые возник в Университете Южной Калифорнии. На семинаре по межличностной коммуникации он зачитал результаты исследований по межличностной компетенции и обнаружил, что выводы имели разные перспективы. Заключительный вывод Спицберга на семинаре и стал его первой попыткой синтезировать эти перспективы в усовершенствованную теорию компетенции.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Квазиэкспериментальные планы
Строго говоря, «настоящие» экспериментальные исследования проводятся с использованием управляемых независимых переменных и либо эквивалентных групп в случае межсубъектных планов, либо позиционного ...

Валидность экспериментальных исследований
В главе 4 было введено понятие валидности в применении к измерениям. Этот термин также применяется к эксперименту в целом. Так же как измерение считается валидным, если измеряется именно то, что п ...

Проблема создания эквивалентных групп
Есть два основных способа создания эквивалентных групп для проведения меж-субъектных экспериментов. В идеальном случае используется случайное распределение, второй способ — уравнивание. ...