В процессе общения мы не можем избежать этического выбора. Чтобы понять, как этические нормы влияют на общение, мы должны понять, какие этические принципы руководят нашим поведением. Пять этических стандартов влияют на наше общение и руководят нашим поведением.

1. Правдивость и честность — это нормы, которые вынуждают нас воздерживаться ото лжи, мошенничества, воровства и жульничества. «Честным человеком обычно считается человек с моральными принципами, а честность — это центральное понятие этики как основы добродетельной жизни» (Terkel & Duval, p. 122). Многие принимают правдивость и честность в качестве норм, но иногда и им приходится лгать. Чаще всего мы лжем, когда попадаем в ловушку моральной дилеммы и вынуждены сделать выбор между двумя не удовлетворяющими нас альтернативами.

Действующее правило морали сводится к тому, что нужно говорить правду всегда, когда возможно. Фундаментальное требование этого правила означает, что не следует намеренно обманывать или пытаться обмануть других и самих себя. Лишь если мы сталкиваемся с настоящей моральной дилеммой и должны сделать выбор, оправданный обстоятельствами (например, не оповещать врага о планирующейся атаке с целью сохранения человеческих жизней), или выбрать из двух зол меньшее (защита конфиденциальности посредством лжи), только тогда возможна ложь.

2. Целостность — это единство убеждений и действий (выполнение обещаний). Теркел и Дювал (Terkel & Duval, 1999) говорят: «Целостный человек это тот, кто придерживается строгих моральных принципов и успешно противостоит соблазну компрометировать эти принципы» (p. 135). Целостность — это противоположность лицемерию. Человек, пообещавший отвести друга к врачу, выполнит это обещание, даже если его позовут на прогулку.

3. Справедливость — это поддержание равновесия интересов без соотнесения их с чувствами или выказывания предпочтений той или иной стороне в конфликте. Справедливость предполагает объективность или отсутствие предвзятости. Для некоторых справедливость сводится к следующему: собрать все факты, рассмотреть только те обстоятельства, которые имеют отношение к рассматриваемому вопросу, и не погрязнуть в предубеждениях и не относящихся к делу вопросах. Например, мамаша, разнимающая двух дерущихся детишек, демонстрирует справедливый подход, если позволяет обоим детям объяснить «свою позицию».

4. Уважение — это проявление внимания или предупредительности к человеку и соблюдение его прав. Часто мы говорим об уважении ближних (близких, окружающих?). Например, достаток, занимаемое положение, этническая платформа не должны влиять на коммуникацию. Мы демонстрируем уважение тем, как мы слушаем и пытаемся понять точку зрения другого человека, даже если она сильно отличается от нашей.

5. Ответственность — это умение отвечать за свои действия. Ответственность включает все то, что необходимо выполнить по обязанности или потому, что это было обещано или такова роль члена группы или сообщества. Ответственность может указывать на обязанность соблюдать моральные законы или на обязательства перед другим человеком. Одни скажут, что мы отвечаем за то, чтобы не нанести вред или не вмешиваться в дела других. Другие скажут, что мы отвечаем не только за то, чтобы не навредить другим, но и за то, чтобы им помочь.

По ходу книги мы столкнемся с ситуациями, когда эти вопросы всплывут на поверхность. Мы часто сталкиваемся с этическими дилеммами, и тогда нам приходится решать, что более или менее правильно, а что нет. Делая такой выбор, мы обычно показываем, какие ценности для нас превыше всего. В конце каждой их последующих глав вам придется подумать и обсудить различные этические дилеммы, связанные с материалом конкретной главы.

Коммуникации можно научиться

Общение — это естественное, врожденное, стабильное поведение, и мы не часто пытаемся усовершенствовать наши навыки коммуникации, даже если они неадекватны. Но коммуникации можно учиться. Поэтому по ходу книги мы будем определять навыки межличностного, группового общения и навыки публичных выступлений, которые будут полезны в любых сферах жизни. В следующем разделе мы рассмотрим, как можно приобрести навыки коммуникации и усовершенствовать их.

Общайтесь!

Использование новых технологий

Хотите больше узнать об этических дилеммах? Загляните на сайт, спонсируемый центром прикладной этики университета Санта-Клара {Markkula Center for Applied Ethics, Santa Clara University). Сайт Ethics Connection открыт для всех, но создавался он преимущественно для студентов. Он посвящен таким вопросам, как выявление и разрешение этических дилемм. Вопросы охватывают самые различные сферы: здравоохранение, социальную политику, бизнес и технологии, права человека и каждодневное принятие решений. Адрес сайта: http://www.scu.edu/SCU/Centers/Ethics/

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также

Причины использования планов с малым N
Несмотря на популярность в современной психологии планов с большим N, исследования с одним или несколькими испытуемыми внесли и продолжают вносить важный вклад в развитие знаний о поведении. Как в ...

Виды психологических исследований
Есть различные классификации психологических исследований. Например, можно выделить фундаментальные и прикладные исследования, можно классифицировать их по условиям проведения и по преобладанию ка ...

Задачи исследований в психологии
В психологии перед научным исследованием стоит четыре взаимосвязанные задачи. Исследователи хотят добиться полного описания поведения, объяснения и прогнозирования его, а также с помощью сделанных ...