Формирование сообщения и его интерпретация зависят от культурной принадлежности участников. Культурное многообразие — различия между людьми — затрагивает любой аспект коммуникации. Даже если мы оба говорим по-английски, наши культурные различия будут влиять на передаваемые значения.

Мы, американцы, принадлежим к нации иммигрантов, и поэтому навыки формирования сообщений и их интерпретации у нас различны. Мы часто неправильно понимаем друг друга, потому что, сами того не зная, нарушаем «правила» культуры или не учитываем предпочтений других людей. Например, две первокурсницы, Мэдисон и Ли, недавно ставшие соседками по комнате в общежитии. Мэдисон — из четвертого поколения американцев шведского происхождения, живет в небольшом городке в штате Айова. Ли — из первого поколения американцев китайского происхождения, живет в Сан-Франциско. Обе девушки в восторге от того, что могут жить вместе и узнавать новое от представителя другой культуры. Во время завтрака вместе с другими студентами Мэдисон предлагает подруге сэкономить на учебниках, купив «в складчину» книгу, необходимую для курса «Введение в психологию», который изучают обе девушки. Ли не хочет этого делать. Но, так как за столом присутствуют другие студенты, Ли, следуя правилам китайской культуры и не желая ставить Мэдисон в неловкое положение, опускает глаза и тихо говорит: «Было бы неплохо». После этого разговора Мэдисон останавливается у книжного магазина и покупает книгу. Она возвращается в студенческое общежитие и показывает книгу Ли, но Ли отказывается отдавать деньги. Ли не менее удивлена, что Мэдисон неправильно интерпретировала ответ как согласие.

Люди, живущие в США, происходят из самых различных культур, и возможностей неправильного взаимопонимания предостаточно. Культурное многообразие в США продолжает расти. В конце XX века 30 % населения США составляли выходцы их Латинской Америки, Азии и Африки. Предполагается, что за последующие 20 лет эта цифра превысит 40 % (Chronicle of Higher Education, 1999). Конечно же, соотношение может быть различным в зависимости от конкретной местности.

В каждом регионе США свои соотношения представителей различных культур. Например, в 1996 г. из 3,5 млн. жителей Лос-Анджелеса более 1 млн. (29 %) идентифицировали себя с латиноамериканцами, в то время как в соседнем Сан-Франциско, где проживали 750 000 человек, более 250 000 (39 %) человек имели азиатские корни. В некоторых городах Среднего Запада, таких как Цинциннати и Сент-Луис, более 40 % населения — афроамериканцы (Carpenter, 1996). И наоборот, 90 % жителей некоторых западных штатов — европейского происхождения (Horner, 1998).

К наиболее широко обсуждаемым аспектам культурного многообразия относятся этнические и расовые вопросы, но культурное многообразие в коммуникации определяется еще и полом, возрастом, сексуальной ориентацией, социальным положением, образованием и религиозными различиями. Представители различных этнических групп руководствуются различными правилами конструирования и интерпретации сообщений, это также верно и в отношении людей различного пола, возраста или вероисповедания. Люди старшего поколения считают, что обращаться по имени к человеку, если он сам не предложил так себя называть, грубо. А молодые люди обращаются ко всем по имени, не намереваясь этим выказать неуважение.

В каждой главе мы будем обращаться к рассмотрению различных культурных групп, обсуждать, в чем их сходства или отличия в аспекте коммуникационной практики. Кроме того, в некоторых главах вы найдете рубрику «Различные мнения», посвященную тому, как культурное многообразие в коммуникации влияет на человека. Изучение всех этих тем даст вам возможность адекватно общаться с людьми, принадлежащими к различным культурам.

Коммуникация имеет этический аспект

Этика

— совокупность моральных принципов, поддерживаемых обществом, группой или индивидуумом.

Правдивость и честность

— нормы, которые побуждают нас воздерживаться ото лжи, мошенничества, воровства и жульничества.

Моральная дилемма

— выбор между двумя не удовлетворяющими нас вариантами.

Целостность

— единство убеждений и действий.

Справедливость

— поддержание равновесия интересов без соотнесения их с чувствами и без выказывания предпочтения той или иной стороне в конфликте.

Уважение

— проявление внимания или предупредительности к человеку и соблюдение его прав.

Ответственность

— умение отвечать за свои действия.

В любой ситуации мы можем выбирать, будет ли общение этичным. Этика — это совокупность моральных принципов, поддерживаемых обществом, группой или индивидуумом. Личное дело каждого, что считать этичным, а что нет, но все же различные группы обычно придерживаются определенных норм. Эти нормы влияют на наши решения. Если мы нарушаем ожидаемые нормы, наше поведение считается неэтичным.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...

Опрос
Метод основывается на простой идее: если вы хотите узнать, что думают люди на определенную тему, следует просто спросить их об этом. Опрос — это структурированный сборник вопросов пли утверждений, ...

Многомерный анализ
Двумерный анализ направлен на исследование взаимосвязей .между любыми двумя переменными. С помощью многомерного анализа изучаются взаимосвязи более чем двух переменных (часто количество переменных ...