Мы познакомились с элементами коммуникационного процесса и рассмотрели природу общения, имеющего место в нашей жизни. Обратимся теперь к принципам, руководящим нашим общением. Коммуникация:

• имеет цель,

• непрерывна, относительна,

• имеет культурные границы,

• имеет этический аспект. Работа бармена

Кроме того,

• коммуникационные сообщения меняются в зависимости от осознанного кодирования

• и коммуникации можно научиться.

Коммуникация имеет цель

Когда люди общаются друг с другом, они преследуют определенные цели. Или, как говорит Кэти Келлерман (Kellerman, 1992), ведущий исследователь по межличностным контекстам: «любая коммуникация целенаправленна», независимо от того, осознанна цель или нет (p. 288). Цель конкретной транзакции может быть серьезной или тривиальной, и один из способов оценить успешность общения — это узнать, была ли достигнута цель общения. Например, Бет звонит Ли и спрашивает, не хочет ли она присоединиться к ленчу и обсудить проект, над которым они вместе работают; ее цель может состоять в разрешении невыясненных вопросов, в том, чтобы сделать совместную работу более тесной или просто создать дружескую атмосферу. Когда Карим доводит до сведения членов студенческого совета собранные им статистические данные о степени распространения наркотиков среди студентов, его целью может являться вынесение этой информации на обсуждение в группе или просто констатация фактов с целью посмотреть в лицо проблеме распространения наркотиков. В зависимости от целей оратора даже, казалось бы, успешная транзакция может провалиться в смысле достижения целей. И, конечно же, для различных целей нужны различные коммуникационные стратегии.

Иногда оратор и не подозревает о своих целях. Например, Джамал встречает Тони и весело говорит: «Тони, как жизнь?» Джамал, пожалуй, и не думает: «Тони — мой знакомый, и я хочу, чтобы он понял, что я его заметил и считаю его достойным того, чтобы с ним поздороваться». В этом случае социальное обязательство — узнать Тони — выполняется спонтанно посредством первого приемлемого высказывания, пришедшего Джамалу в голову. Независимо от того, осознает ли это Джамал, цель мотивирует его поведение. В этом случае можно считать, что Джамал достиг цели, если Тони ответит столь же непринужденным приветствием.

Коммуникация непрерывна

Поскольку общение включает как вербальные, так и невербальные элементы, то мы всегда посылаем поведенческие сообщения, из которых собеседник извлекает значение или делает выводы. Даже молчание или отсутствие являются коммуникационным поведением, если другой человек делает из этого выводы. Почему? Потому что ваше невербальное поведение представляет собой реакции на окружение и на окружающих людей. Если вы замерзли, вы дрожите; если вам жарко или вы нервничаете, вы потеете; если вам скучно, вы счастливы или смущены, то это наверняка отразится на вашем лице или проявится в языке жестов. Опытные участники коммуникации обязаны знать об этих постоянно передаваемых явных и неявных сообщениях.

Коммуникационные сообщения меняются в зависимости от осознанного кодирования

Спонтанное выражение

— неосознанное кодирование сообщений.

Сценарные сообщения —

разговорные выражения, полученные нами из прошлого опыта и соответствующие данной ситуации.

Сконструированные сообщения

— сообщения, кодируемые непосредственно в данный момент, чтобы отреагировать на незнакомую ситуацию.

Как мы уже обсуждали ранее в этой главе, передача значения другому человеку включает кодирование сообщения в вербальные или невербальные символы. Процесс кодирования может происходить спонтанно, может основываться на «сценарии», который вы знаете или подготовили, или может быть разработан на основе понимания ситуации, в которой вы оказались (Reardon, 1987).

Каждый из нас бывает в ситуациях, когда общение приводит к снонтанному выражению эмоций. Когда такое происходит, наши сообщения кодируются неосознанно. Например, вы обожгли палец и восклицаете: «Ой!». Если все прекрасно, вы расплываетесь в широкой улыбке.

Однако в других случаях наши сообщения имеют сценарий; то есть мы используем разговорные выражения, полученные из прошлых опытов, или пытаемся адаптировать их к текущей ситуации. Чтобы эффективно использовать сценарные реакции, мы изучаем и практикуемся в них, пока не доводим их до автоматизма. Многие из этих сценариев мы узнали еще в детстве. Например, вы хотите достать сахарницу, но вам до нее не дотянуться, тогда вы говорите: «Будьте добры, передайте мне сахар», и затем: «Спасибо». Эта разговорная последовательность исходит из «сценария поведения за столом», которому вас научили еще в детстве. Сценарии позволяют нам использовать соответствующие ситуации сообщения и обычно увеличивают эффективность коммуникации. Задача этого текста состоит в том, чтобы познакомить вас с общепринятыми сценариями (или навыками), которые вы можете адаптировать к использованию в коммуникационных опытах в самых разных взаимоотношениях, ситуациях, культурах.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Проблемы, связанные с участниками
Угроза внутренней валидности может также исходить от участников исследования. Кук и Кэмпбелл в 1979 г. выделили две связанные с этим проблемы. ...

Спам раздражает
Спам раздражает. Спамеров ненавидят все интернет-пользователи, которым приходит в день по 20-80 писем с предложением купить пилюли, вызвать грузчиков или пройти курс английского языка. Про спамеров ...

Многомерный анализ
Двумерный анализ направлен на исследование взаимосвязей .между любыми двумя переменными. С помощью многомерного анализа изучаются взаимосвязи более чем двух переменных (часто количество переменных ...