Коммуникация выполняет целый ряд функций и происходит в различных ситуациях как в форме непосредственного прямого общения, так и через электронные средства. Рис. 1.2. Модель коммуникационного процесса с двумя участниками

Рис. 1.2.

Модель коммуникационного процесса с двумя участниками

ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Определение элементов коммуникационного процесса

Определите контекст, участников, каналы, сообщения, шумы и обратную связь в следующем взаимодействии:

Мария и Демьен бродят по парку и потягивают из бутылок лимонад. Демьен опустошил свою бутылку, закрыл крышкой и выбросил ее в кусты около дорожки. Мария останавливается, пристально смотрит на Демьена и сердито говорит: «Что же ты делаешь, не знала, что ты способен на такое». Демьен вспыхивает, отводит глаза в сторону и бормочет: «Извини, я подниму, я просто не подумал». Напряжение исчезает с лица Марии, она кивает головой, улыбается и говорит: «Только смотри, чтобы такого больше не было».

Функции коммуникации

Коммуникация выполняет несколько важных для нас функций.

1. Мы общаемся, чтобы удовлетворить потребность в общении. Все люди — социальные существа по природе своей, и мы так же остро нуждаемся в других людях, как в пище, воде и крыше над головой. Два человека могут часами мило болтать о несущественных мелочах, причем ни один из них и не вспомнит потом, о чем же шла речь. Цель их разговора была такова: удовлетворение потребности в простом человеческом общении.

2. Мы общаемся, чтобы усовершенствовать и поддержать наше представление о себе. Посредством коммуникации мы узнаем, что мы есть, чем мы хороши, как люди реагируют на наше поведение. Эту важную функцию межличностной коммуникации мы рассмотрим более подробно в главе 2 «Восприятие себя и других».

3. Мы общаемся ради выполнения социальных обязательств. Мы говорим: «Как дела?», встретив человека, с которым сидели за одной партой в прошлой четверти; «Что нового?» или просто «Привет», — так мы приветствуем знакомых. Таким образом мы выполняем социальные обязательства. Словами «Привет, Джош, как дела?» мы подтверждаем, что узнали человека. Если ничего не говорить, мы рискуем заслужить репутацию высокомерного и бестактного человека.

4. Мы общается, чтобы строить взаимоотношения. Через общение мы не только знакомимся с другими людьми, но и, что еще более важно, строим взаимоотношения, которые могут развиваться и углубляться, а могут чахнуть и увядать. В главе 8 «Коммуникация и взаимоотношения» мы обсудим, как возникают и развиваются взаимоотношения.

5. Мы общаемся, чтобы обмениваться информацией. Часть информации мы получаем через наблюдения, чтение, телевизор, а изрядную долю — через прямое общение с другими людьми. Когда мы решаем, что надеть, за кого голосовать на президентских выборах, мы советуемся с окружающими. Во всех этих случаях происходит бесконечное количество обменов сообщениями, включающих посылку и получение информации. Коммуникацию, с точки зрения обмена информацией, мы обсудим в главе 5 «Говорим», главе 10 «Участие в групповой коммуникации» и в главе 17 «Информативное выступление».

6. Мы общаемся, чтобы воздействовать на других. Вряд ли найдется хоть один день, когда бы вы не пробовали повлиять на чье-либо поведение — убедить друзей сходить в конкретный ресторан или поддержать того или иного кандидата, заставить супруга бросить курить или уговорить преподавателя поставить вам другую оценку. Роль воздействия на других мы обсудим в главе 11 «Роль членов группы и лидерство» и главе 18 «Убедительное выступление».

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Квазиэкспериментальные планы
Строго говоря, «настоящие» экспериментальные исследования проводятся с использованием управляемых независимых переменных и либо эквивалентных групп в случае межсубъектных планов, либо позиционного ...

Использование корреляций
Принимая во внимание подводные камни интерпретации корреляций, а также тот факт, что желаемые выводы о причинах и следствиях могут быть сделаны только на основании настоящих экспериментов с управл ...

Упражнения
В дополнение к заданиям для повторения в конце каждой главы приводятся упражнения. Они представляют собой вопросы, побуждающие вас думать так, как это делают психологи-исследователи, и применять з ...