Сообщения

Сообщение

— сочетание значения, символов, кодирования-декодирования и формы или способа организации.

Значение —

осознание вами мыслей и чувств.

Символы —

слова, звуки и действия, выражающие конкретное содержание значения.

Кодирование —

процесс трансформации идей и чувств в слова, звуки и действия.

Декодирование —

процесс обратной трансформации сообщений в идеи и чувства.

Канал —

маршрут сообщения и средства его передачи.

Шум —

любой внешний, внутренний или семантический стимул, вторгающийся в процесс обмена информацией.

Внешние шумы —

предметы, звуки и другие воздействия окружающей обстановки, отвлекающие внимание людей от того, что говорится или делается.

Внутренние шумы —

мысли и чувства, мешающие коммуникационному процессу.

Семантические шумы —

значение, непреднамеренно переданное посредством некоторых символов и препятствующее точности декодирования.

Обратная связь —

реакция на сообщение.

Процесс коммуникации осуществляется посредством посылки и получения сообщений, включающих в себя следующие элементы: значение, символы, кодирование и декодирование, форма или организация.

Значение

Значение — это осознание вами мыслей и чувств.

У вас могут быть идеи по поводу подготовки к следующему экзамену, по поводу карьеры, необходимости повышения или снижения налогов; у вас могут быть чувства: ревность, гнев, любовь. Однако значение, существующее в вашем сознании, не может каким-то волшебным образом передаваться вашим собеседникам.

Символы

Чтобы передать значение, вы формируете сообщения, состоящие из вербальных и невербальных символов. Символы — это слова, звуки и действия, представляющие конкретное содержание значения. Когда вы говорите, вы выбираете слова, передающие значение. В то же время ваши слова сопровождаются выражением лица, зрительным контактом, жестами и тоном голоса, — эти невербальные ключи тоже влияют на значение, которое извлекает слушатель из использованных вами символов. Когда вы слушаете, вы также используете и вербальные, и невербальные ключи, чтобы извлечь смысл из сказанного.

Кодирование и декодирование

Когнитивный мыслительный процесс трансформации идей и чувств в символы и организация их в форму сообщения называется кодированием сообщения; обратный процесс трансформации сообщений в идеи и чувства называется декодированием. Обычно вы, наверное, и не думаете о процессах кодирования и декодирования. Но если вы испытываете трудности в общении, то начинаете об этом беспокоиться. Например, если во время выступления вы замечаете ухмыляющиеся физиономии, то можете использовать другой процесс кодирования и подобрать другие выражения, которые лучше будут передавать значение. И аналогично, придется позаботиться о процессе декодирования, если в каком-то предложении вам встретилось незнакомое слово.

Если вербальные и невербальные ключи вступают в конфликт, то процесс кодирования усложняется. Например, ваш коллега говорит: «Меня очень интересует, как вы пришли к такому решению», при этом ваш собеседник наклоняется вперед и заинтересованно смотрит на вас — это одно; но если он зевает и смотрит в сторону, то декодированное значение будет совсем иным.

Форма или организация

Если значение сложное, то может потребоваться организовать его по разделам или расположить в определенном порядке. Форма сообщения особенно важна, если человек говорит (один) без перерывов в течение довольно длительного промежутка времени, как это происходит во время публичного выступления или когда вы рассказываете о каких-либо событиях сослуживцам.

Каналы

Канал — это и маршрут сообщения, и средства его передачи. Сообщения передаются через сенсорные каналы. При непосредственном контакте между людьми используются два основных канала: звук (вербальные символы) и видимые сигналы (невербальные ключи). Однако люди могут общаться (и общаются) посредством любого из пяти сенсорных каналов, поэтому аромат духов или крепкое рукопожатие могут столь же много привнести в значение, как все увиденное и услышанное. В целом, чем больше каналов использовано для передачи сообщения, тем больше вероятность того, что коммуникация будет успешной.

Шум

Шум — это любой внешний, внутренний или семантический раздражитель, мешающий процессу обмена информацией.

Внешние шумы — это предметы, звуки и другие стимулы окружающей обстановки, отвлекающие внимание людей от того, что говорится или делается. Например, человек дает указания по поводу работы с новым кухонным комбайном, а вас отвлекает радио, по которому передают вашу любимую песню, — это внешний шум.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Цель и содержание оперативного анализа
На каждом предприятии ежедневно принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа. Основой принятия решений по регулированию производства явля ...

«Кого» измерять: выборки
Кроме решения о том, что измерять при проведении психологических исследований, необходимо также решить, кого просить участвовать в исследовании и чье поведение будет оцениваться. Для этого есть дв ...

Виды шкал измерений
Результаты измерении характеристик поведения представляются в виде набора чисел. Мы говорим, что кто-то среагировал через 3,5 секунды, получил 120 баллов за /Q-тест или нашел выход из лабиринта тр ...