Коммуникация — это процесс создания и передачи значимых сообщений в неформальной беседе, групповом взаимодействии или публичном выступлении. Этот процесс включает в себя участников, контекст, сообщения, каналы, присутствие или отсутствие шумов и обратную связь.

Коммуникация

— процесс создания и передачи значимых сообщений в неформальной беседе, групповом взаимодействии или публичном выступлении.

Участники

— люди, участвующие в процессе коммуникации в роли отправителей и получателей сообщений.

Контекст

— физическое, социальное, историческое, психологическое и культурное окружение, в котором проходит процесс коммуникации.

Физический контекст

— местоположение, условия окружающей среды (температура, освещение, уровень шума), физическое расстояние между участниками и время суток.

Социальный контекст—

назначение события, а также уже существующие взаимоотношения между участниками.

Исторический контекст —

связи, сформировавшиеся между участниками в предыдущих коммуникационных эпизодах и влияющие на понимание в текущей ситуации.

Психологический контекст —

настроения и чувства, которые каждый из собеседников привносит в общение.

Культурный контекст —

убеждения, ценности, отношения, социальная иерархия, религия, роли групп и понятие о времени.

Участники

Участники — это люди, участвующие в процессе коммуникации и исполняющие роли отправителей и получателей сообщений. Как отправители, участники формируют сообщения и стремятся передать их посредством вербальных символов и невербального поведения. Как получатели, они обрабатывают получаемые сообщения и поведенческие сигналы и реагируют на них.

Контекст

Контекст — это физическое, социальное, историческое, психологическое и культурное окружение, в котором проходит процесс коммуникации.

Физический контекст

Физический контекст коммуникационного события включает его местоположение, условия окружающей среды (температуру, освещение, уровень шума), физическое расстояние между участниками и время суток. Каждый из этих факторов может повлиять на коммуникацию. Например, босс сидит за столом в своем кабинете и говорит со своими подчиненными — это один контекст, или босс разговаривает с теми же людьми за круглым столом в конференц-зале — это другой контекст.

Социальный контекст

Социальный контекст включает в себя цель коммуникации и уже существующие взаимоотношения между участниками. То, в какой ситуации происходит коммуникационное событие — за семейным обедом, на официальной церемонии бракосочетания, на деловой встрече или же среди членов семьи, друзей, знакомых, сослуживцев, незнакомых, — влияет на содержание сообщений и на то, как эти сообщения формируются, передаются, понимаются. Так, люди по-разному разговаривают с ребенком за обеденным столом и с клиентом на работе.

Исторический контекст

Исторический контекст включает в себя связи, сформировавшиеся между участниками в предыдущих коммуникационных эпизодах и влияющие на понимание в текущей ситуации. Например, однажды утром Чед говорит Шелби, что он заберет проект отчета, который они оставили боссу для прочтения. Шелби, входя в офис после обеда, видит Чеда и говорит: «Забрал?» Другой человек, услышав эту беседу, понятия не будет иметь, что именно должны были взять. а Чед отвечает: «Он на моем столе». Шелби и Чед поняли друг друга, так как говорили об этом раньше.

Каким было бы общение этих людей, если бы они сидели за одним столом в пиццерии?

Психологический контекст

Психологический контекст включает в себя настроения и чувства, которые каждый из собеседников привносит в общение. Предположим, у Корин стресс, ей надо закончить отчет к завтрашнему утру. А ее муж в шутку советует ей пойти на курсы машинописи. Тут Корин может отреагировать гневной тирадой, хотя обычно она добродушна. Почему? Потому что уровень ее стресса создает психологический контекст, в котором она слышит сообщение, но воспринимает его иначе.

Культурный контекст

Культурный контекст включает в себя убеждения, ценности, отношения, социальную иерархию, религию, роли групп и понятие времени (Samovar & Porter, 2000). В США доминирующей этнической культурой является евро-американская. Многие «белые» американцы не считают себя «этнической» группой, но, как указывает Соня Нието (Nieto, 2000), «мы все принадлежим к какой-либо этнической группе, и неважно, идентифицируем ли мы себя как-либо или нет». Поскольку у нас преобладает евро-американский этнический культурный контекст, то общей посылкой при взаимодействии является предположение, что участники разделяют убеждения, ценности и нормы, свойственные этой группе американцев. Но США — страна иммигрантов, ее население представляет все культурное многообразие. В результате существует множество разных культурных контекстов, и все они влияют на коммуникацию.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Особенности научного мышления в психологии
Способ мышления, характерный для ученых в целом и исследователей-психологов в частности, имеет определенные особенности. Во-первых, исследователи полагают, что явления действительности, в том числ ...

Межличностная коммуникация
Межличностная коммуникация — это неформальное взаимодействие, которое происходит один на один или в малых группах. Беседуем ли мы с соседями по студенческому общежитию, болтаем ли по телефону с то ...

Заключение
Эта книга охватывает широкий спектр теорий и методологических подходов — от классического психоанализа до теории сложности заданий, включая основные теории черт личности и способностей. Кроме того, ...