При естественном наблюдении изучается поведение людей или животных в естественных для них условиях. Полигоном для естественных наблюдений могут быть и Детский сад, и африканские тропические леса, а объектами наблюдения могут быть люди всех возрастов и животные практически любых видов. В некоторых случаях не вполне естественная ситуация является достаточно пригодной для проведения естественного наблюдения. Пример тому — изучение поведения животных в современных зоопарках, довольно точно воспроизводящих нормальные условия их обитания.

В некоторых естественных исследованиях наблюдатель скрыт от наблюдаемых испытуемых. К примеру, при изучении способности дошкольников делиться чем-либо с другими детьми наблюдатель может находиться в соседней комнате и видеть детей сквозь прозрачное зеркало (наблюдатель смотрит сквозь него, а дети видят только зеркало). В торговых центрах наблюдатель, изучающий ритуалы знакомств у городских подростков, может просто сидеть на скамейке в стратегически выгодном месте. В других исследованиях наблюдатель может вообще отсутствовать: все большее количество естественных наблюдений проводится с использованием записывающей аппаратуры. Потом сделанные записи просматриваются и исследователь оценивает интересующее его поведение.

При естественном наблюдении животных наблюдателю не всегда удается скрыть свое присутствие, так как животные хорошо чувствуют постороннего. При таких обстоятельствах наблюдатель обычно и не пытается прятаться и надеется, что через некоторое время животные привыкнут к нему и станут вести себя естественно. Такой подход позаимствован из антропологии: ученые-антропологи подолгу живут вместе с членами изучаемого удаленного от цивилизации племени.

Смотрите также

Наблюдение
Как вы узнали из главы 1, в которой рассматриваются цели психологии, поведение невозможно предсказывать и объяснять, им нельзя управлять без предварительного точного описания этого поведения. Глав ...

«Кого» измерять: выборки
Кроме решения о том, что измерять при проведении психологических исследований, необходимо также решить, кого просить участвовать в исследовании и чье поведение будет оцениваться. Для этого есть дв ...

Результаты: основной эффект и взаимодействие
Факторные исследования дают два вида результатов: основной эффект и взаимодействие. Основной эффект показывает общее влияние независимых переменных, а взаимодействие отражает совместное действие п ...