Последняя глава этой книги посвящена методам психологических исследований, которые в целом можно назвать описательными. Основная цель таких исследований — дать точное описание взаимоотношений, возникающих между индивидуумом и окружающей средой. В некоторых обстоятельствах описательный подход является единственно приемлемым, но в основном описательные исследования служат богатым источником гипотез для дальнейших изысканий. В них часто используется качественный анализ изучаемых явлений, но также может проводиться и сложный количественный анализ. В данной главе будут рассматриваться следующие методы: наблюдение, опрос, исследование конкретных примеров и архивное исследование. Прочитав эту главу, вы:

• поймете разницу между естественным наблюдением и наблюдением участников исследования;

• сможете назвать проблемы, связанные с наблюдением (например, проблемы контроля, этические проблемы, проблемы искажения и реактивности), и способы решения этих проблем;

• сумеете описать три вида опросов и указать достоинства и недостатки каждого из них;

• будете в состоянии объяснить проблемы (например, искажения, вызванные социальным ожиданием или формулировкой вопросов), затрудняющие интерпретацию данных, полученных в ходе опроса;

• сможете описать два вида исследований конкретных примеров и оценить адекватность каждого вида исследований;

• сможете описать важнейшие особенности архивных исследований и оценить этот исследовательский подход.

Как видно из структуры этой книги, центральное место в ней занимает экспериментальный метод. Ему были посвящены главы с 5 по 8, а предыдущие главы (в особенности глава 3) служили подготовкой к его изучению. Как вы помните, роль экспериментального метода определяется тем, что он дает возможность делать выводы о причинах и следствиях изучаемого явления, по крайней мере в том смысле, как понимают причинность психологи. В последних трех главах вы познакомились с методами, которым некоторые блюстители традиций могут отвести лишь второстепенную роль, поскольку выводы, которые можно сделать в ходе исследований с применением этих методов, менее надежны, чем выводы па основе эксперимента. Но несмотря па то, что на основании корреляционных и квазпэксперпментальных исследований, а также исследований с малым N довольно сложно сделать выводы о причинах и следствиях, для полного понимания закономерностей поведения такие исследования просто необходимы. То же самое можно сказать и о методах, с которыми вы познакомитесь в этой главе. Все они имеют свои слабые стороны, но при этом являются неотъемлемой частью научного аппарата.

Смотрите также

Результаты: основной эффект и взаимодействие
Факторные исследования дают два вида результатов: основной эффект и взаимодействие. Основной эффект показывает общее влияние независимых переменных, а взаимодействие отражает совместное действие п ...

Проблемы, связанные с участниками
Угроза внутренней валидности может также исходить от участников исследования. Кук и Кэмпбелл в 1979 г. выделили две связанные с этим проблемы. ...

Задачи исследований в психологии
В психологии перед научным исследованием стоит четыре взаимосвязанные задачи. Исследователи хотят добиться полного описания поведения, объяснения и прогнозирования его, а также с помощью сделанных ...