В исследованиях по психофизике рассматриваются два взаимосвязанных вида навыков: способность к обнаружению стимулов и способность к дифференциации едва различающихся стимулов. Проблема обнаружения стимула изначально связана с определением абсолютного порога (термин, введенный Фехнером) — интенсивности стимула, достаточной для его обнаружения. Каждый раз, когда вы проверяете остроту зрения или слуха, вы участвуете в эксперименте по изучению абсолютного порога. Поскольку известно, что абсолютные пороги очень редко или вовсе не являются пределом восприятия, современные исследования чаще всего проводятся в соответствии с так называемой «теорией обнаружения сигналов» и направлены на выявление: а) факторов, влияющих на способность обнаружения стимулов, и б) особенностей влияния таких индивидуальных переменных, как мотивы, внимание и усталость на процесс принятия решения о наличии стимула.

Второй вид порога, который изучается в психофизике, связан с различением и иазывается дифференциальным порогом, или «едва заметным различием» (jnd от англ. just noticeable difference). Если вы смотрите на две лампочки, одна из которых немного ярче другой, но не замечаете разницы, то это значит, что дифференциальный порог еще не был достигнут. Если интенсивность одной из лампочек увеличить так, чтобы вы заметили разницу, то будет достигнут дифференциальный порог. С приобретением опыта дифференциальный порог может измениться, что даст возможность проводить более тонкое различение стимулов. Это становится очевидным при сравнении профессиональных настройщиков фортепиано или дегустаторов вина (а в XIX в. сортировщиков шерсти) с обычными людьми.

Смотрите также

Оценка наблюдений
Исследователь, проводящий наблюдения, должен быть готов к возникновению некоторых проблем, в том числе проблемы недостаточного контроля, к появлению внесенного наблюдателем искажения, к проблеме р ...

Корреляция и регрессия: основы
Считается, что переменные коррелируют, если между ними существует какая-либо взаимосвязь. Это подразумевает сам термин «корреляция»: «ко» означает взаимное действие, а «реляция» (от англ. relation ...

Упражнения
В дополнение к заданиям для повторения в конце каждой главы приводятся упражнения. Они представляют собой вопросы, побуждающие вас думать так, как это делают психологи-исследователи, и применять з ...