Один особо интересный вид взаимодействия, с которым вы познакомились в главе 8, нередко появляется в плане Р х Е, содержащем как субъектную (Р), так и управляемую (Е) переменные. Один из вариантов взаимодействия Р х Е возникает, если управляемый фактор влияет на один тип людей одним образом, а на другой — другим. Субъективные переменные в плане Р х Е, конечно, межсубъектные, но, за исключением некоторых исследований с несколькими базовыми уровнями, планы с одним субъектом являются внутрисубъектными. Таким образом, взаимодействия Р х Е, аналогичные только что описанным, можно найти только в одно-субъектных планах со сложными многократными повторениями, в которых обнаруживается, что: а) воздействие 1 эффективно в случае испытуемого 1-го типа, но не в случае испытуемого 2-го типа и б) воздействие 2 эффективно в случае испытуемого 2-го типа, но не в случае испытуемого 1-го типа.

Также исследования с одним субъектом, проводимые последователями оперант-ного направления, подвергаются критике за то, что все внимание в них уделяется частоте реакции, поскольку именно она является зависимой переменной. Данное направление не включает исследования, в которых изучается скорость реакции, правильность запоминания слов, время, потраченное на наблюдение (как при исследовании привыкания), или другие зависимые переменные, проливающие свет на законы поведения. Частота реакции — это, несомненно, очень важная переменная, но при этом нельзя недооценивать значение других параметров.

Планы с малым N встречаются не только в оперантных исследованиях и прикладном анализе поведения. Один из самых старых психологических подходов — изучение порогов чувствительности с помощью методов психофизики.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Квазиэкспериментальные планы
Строго говоря, «настоящие» экспериментальные исследования проводятся с использованием управляемых независимых переменных и либо эквивалентных групп в случае межсубъектных планов, либо позиционного ...

Заключение
Эта книга охватывает широкий спектр теорий и методологических подходов — от классического психоанализа до теории сложности заданий, включая основные теории черт личности и способностей. Кроме того, ...

Планы с контрольными группами
Понятие об экспериментальных и контрольных группах, а также о различиях между ними было дано в главе 5. Экспериментальные группы подвергаются определенному воздействию, а контрольные — не подверга ...