По мнению историка Лоренса Смита (Laurence Smith, 1992), есть две категории ученых: одни представляют «созерцательный идеал» и пытаются понять основные причины событий окружающего мира, а другие представляют «технологический идеал» и ищут возможности использовать науку для изменения мира и управления им. Скиннер определенно принадлежал к последней группе. Хотя большинство из его исследований — это чисто лабораторная работа, ученый всегда интересовался применением результатов экспериментального анализа поведения для решения реальных проблем и внес большой вклад в развитие образования и промышленности, воспитание детей и поведенческую терапию. Его идеи использовались даже в космической программе NASA: во время двух полетов обезьянам шимпанзе выдавали для изучения сложные оперантные задания. Один из психологов, участовавших в космическом проекте, сказал, что «каждый подход, режим, программирующее или записывающее устройство, которые мы использовали тогда и в дальнейших работах, ведут к Скиннеру или его студентам» (Rohles, 1992).

Кроме того, Скиннер не стесняясь призывал к перестройке общества в соответствии с оперантными принципами, что вызвало огромное число споров и сомнений. Некоторым его советы по улучшению мира казались зловещими, и ученого обвинили в том, что он пытается превратить людей в крыс в проблемных ящиках. Вопрос управления поведением рассматривается во вставке 11.3. Прежде чем переходить к материалу об использовании принципов обусловливания для решения различных прикладных проблем поведения, внимательно прочитайте эту вставку и отметьте для себя, согласны ли вы с предъявленным Скиннеру обвинением.

Прикладную область экспериментального анализа поведения иногда называют прикладным анализом поведения. Он включает в себя процедуры, призванные решать жизненные проблемы и основывающиеся на бихевиористских, а в особенности на оперантных принципах. Чтобы дать вам представление о ситуациях, в которых применяются данные принципы, рассмотрим несколько заголовков статей, опубликованных в «Журнале прикладного анализа поведения»:

«Музыкальное подкрепление деятельного поведения па тренировках у пловцов, участвующих в соревнованиях» (Hume & Crossman, 1992);

анализ упрощенного лечения заикания у детей» (Wagaman, Miltenberger, & Arndor-fer, 1993);

«Исследование отдельных испытуемых при оценке действия напоминаний об использовании ремней безопасности в транспорте: назад к основам» (Berry & Geller, 1991); «Бихевиористское лечение кофеинизма: снижение чрезмерного употребления кофе» (Foxx & Rubinoff, 1979).

Смотрите также

Результаты: основной эффект и взаимодействие
Факторные исследования дают два вида результатов: основной эффект и взаимодействие. Основной эффект показывает общее влияние независимых переменных, а взаимодействие отражает совместное действие п ...

Особенности научного мышления в психологии
Способ мышления, характерный для ученых в целом и исследователей-психологов в частности, имеет определенные особенности. Во-первых, исследователи полагают, что явления действительности, в том числ ...

Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...