«Режимы подкрепления» (Ferster & Skinner, 1957) - это не та книга, которую стоит читать. Лучше держать ее на полке, и когда вас спросят, как режим с «постоянным номером подкрепляемой реакции» влияет на поведение, вы откроете главу о постоянном номере реакции и скажете: «Вот, посмотри сам». 739-страничный труд - это скорее «атлас» (термин Скинне-ра), чем книга для летнего чтения.

Написанная в соавторстве со студентом и коллегой Скиннера Чарльзом Фестером книга представляет собой выдающийся труд, возможно, даже важнейшее изыскание Скиннера в области психологических исследований и прекрасный пример индуктивного научного подхода. Работа наполнена многочисленными примерами описаний и кумулятивными записями, иллюстрирующими десятки различных видов условий подкрепления. Следующее описание процесса создания книги дает представление об этике работы Скиннера: «Тысячи футов кумулятивных записей представляли тысячи часов данных . Мы работали систематически. Мы брали протокол и пачку кумулятивных записей, диктовали отчет об эксперименте, отбирали пояснительные записи и составляли из них рисунки. В конце мы получили более 1000 рисунков, 921 из которых вошли в книгу» (Skinner, 1984, р. 109).

Кумулятивные записи (921!) в книге фестера и Скиннера показывают, как различные режимы подкрепления влияют на поведение. Считалось, что режим действует, «если окружающая среда давала подкрепление отдельным, но не всем, реакциям организма» (Reynolds, 1968, р. 59). Некоторые поведенческие акты подкреплялись каждый раз, когда они возникали, а другие (например, азарт) - лишь изредка. Кроме того, частичное подкрепление рождало поведение, очень устойчивое в отношении затухания (тот же азарт). Из курса по общей психологии (глава, посвященная научению) вы, возможно, помните о двух распространенных типах режимов подкрепления: «с временным интервалом» и режиме «с номером реакции». При режиме с постоянным временным интервалом поведение подкрепляется только после того, как прошло определенное количество времени. При режиме с переменным временным интервалом поведение подкрепляется также по прошествии определенного времени, но время варьируется от подкрепления к подкреплению. Режимы с номером реакции учитывают не время, а количество поведенческих актов. При режиме с постоянным номером подкрепляемой реакции у индивидуума подкрепляется каждая п-я реакция. При режиме с переменным номером подкрепляемой реакции подкрепление наступает после определенного количества реакций, которое изменяется от подкрепления к подкреплению. Режимы с номером реакции дают относительно высокую скорость реакции, так как количество получаемых подкреплений зависит от частоты появления поведенческих актов. Режимы с временным интервалом обычно дают низкую скорость реакции, но среди них есть и исключения, о которых вы узнаете, изучив пример 27.

Лефрансуа и Мецгер в ходе оперантного эксперимента с шестью крысами исследовали обе эти возможности. Сначала всех крыс тренировали по режиму ДПН-20 с. «ДПН» означает «дифференциальное подкрепление низкой скорости реакции», при котором животные получают подкрепление нажатия рычага, только если перед этим прошло 20 секунд, за которые рычаг не нажимался. Затем половина крыс перешли на режим с постоянным временным интервалом (ПВИ), а половина — на режим с постоянным номером подкрепляемой реакции (ПНПР). В завершение для второй группы также использовался режим ПВИ. Таким образом, были получены следующие последовательности:

1) ДПН > ПВИ;

2) ДПН > ПНПР > ПВИ.

Все крысы завершили работу на режиме ПВИ, но у одних была одна история научения (ДПН), а у других — другая (ДПН, а затем ПВИ). Что определит поведение, последний режим (ПВИ) или предшествующая ему история подкрепления? В первом случае между двумя группами не должно возникнуть никаких различий. Ответ представлен на рис. 11.9, на котором сравниваются кумулятивные записи для двух крыс из разных групп. Совершенно ясно, что когда за ДПН сразу следовал ПВИ (рис. 11.9, а), скорость реакции во время ПВИ была низкой. Но использование режима ПНПР заметно влияло на скорость реакции во время ПВИ и приводило к увеличению количества ответов (рис. 11.9, б). Таким образом, на действия при использовании режима ПВИ наиболее сильно влияли события, непосредственно им предшествующие. Режим ДПН влиял на поведение, только если он представлял собой ближайшее прошлое (первая крыса). Ученые пришли к выводу, что «полученные данные говорят о преимущественном влиянии непосредственно предшествующего обусловливания на текущее поведение» (р. 549). Такой результат вполне согласуется с представлением о том, что животные быстро адаптируются к изменяющимся окружающим условиям. Рис. 11.9. Кумулятивные записи поведения крыс при: а) ДПН > ПВИ или б) ДПН >

Страницы: 1 2

Смотрите также

Оценка наблюдений
Исследователь, проводящий наблюдения, должен быть готов к возникновению некоторых проблем, в том числе проблемы недостаточного контроля, к появлению внесенного наблюдателем искажения, к проблеме р ...

Виды психологических исследований
Есть различные классификации психологических исследований. Например, можно выделить фундаментальные и прикладные исследования, можно классифицировать их по условиям проведения и по преобладанию ка ...

«Кого» измерять: выборки
Кроме решения о том, что измерять при проведении психологических исследований, необходимо также решить, кого просить участвовать в исследовании и чье поведение будет оцениваться. Для этого есть дв ...