Классическую иллюстрацию оперантного подхода и его индуктивной философии исследований можно найти в энциклопедическом труде «Режимы подкрепления» (Fester & Skinner, Schedules of Reinforcement, 1957). Значение этой работы для экспериментального анализа поведения раскрыто во вставке 11.2. Прочитайте ее, прежде чем переходить к изучению графиков подкрепления, обсуждаемых в примере 27. Рис. 11.8. а) Общий вид кумулятивного записывающего устройства и б) гипотетическая

Рис. 11.8. а) Общий вид кумулятивного записывающего устройства и б) гипотетическая кумулятивная запись, показывающая и высокую, и низкую скорости реакции

Основной источник информации о фундаментальных исследованиях оперант-ного обусловливания — это «Журнал экспериментального анализа поведения». Ниже приведены заголовки, которые покажут вам, какого рода статьи встречаются в этом журнале:

«Влияние режимов с постоянным и переменным номером подкрепляемой реакции на изменчивость поведения людей» (Tatham, Wanchiscn, & Heneline, 1993); «Влияние задержки подкрепления па степень вокализации у детей» (Reeve, Reeve, Brown, Brown, & Poulson, 1992);

«История обусловливания с низкой скоростью реакции и реакции с фиксированным временным интервалом у крыс» (LcFrancois & Metzger).

Пример 27. Экспериментальный анализ

Третье из перечисленных выше исследований представляет собой превосходный пример фундаментального исследования в области экспериментального анализа поведения. Лефрансуа и Мецгер (LeFrancois & Metzger, 1993) заинтересовались одной из важнейших проблем бихевиоризма: как предшествующее подкрепление влияет на текущее поведение? Все бихевнористы согласны с тем, что для прогнозирования поведения необходимо знать историю научения испытуемого, но их мнения расходятся, когда требуется ответить на вопрос о том, что в первую очередь влияет на актуальное поведение, более поздние условия подкрепления или более ранние. Если поведение адаптивно, то следует ожидать, что более поздние события будут иметь наибольший эффект. Однако можно возразить, что влияние особо мощного графика подкрепления, использованного в раннем возрасте, может рас-. пространяться и па текущее время.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Наблюдение
Как вы узнали из главы 1, в которой рассматриваются цели психологии, поведение невозможно предсказывать и объяснять, им нельзя управлять без предварительного точного описания этого поведения. Глав ...

Результаты: основной эффект и взаимодействие
Факторные исследования дают два вида результатов: основной эффект и взаимодействие. Основной эффект показывает общее влияние независимых переменных, а взаимодействие отражает совместное действие п ...

Корреляция и регрессия: основы
Считается, что переменные коррелируют, если между ними существует какая-либо взаимосвязь. Это подразумевает сам термин «корреляция»: «ко» означает взаимное действие, а «реляция» (от англ. relation ...