Скиннер более всего известен своими исследованиями, посвященными оперантно-му обусловливанию — «процессу, при котором частота появления определенных поведенческих актов изменяется последствиями данного поведения» (Reynolds, 1968, р. 1). Это значит, что когда поведение появляется в конкретной ситуации, оно вызывает определенные последствия. Если это последствия положительные, то поведение будет иметь тенденцию к возобновлению, когда индивидуум окажется в такой же ситуации. Негативные последствия, в свою очередь, снижают вероятность появления определенного поведения в будущем. Если вспышка раздражения у ребенка «сработала» (т. е. привела к получению игрушки), возникнет тенденция к ее повторению, а если «не сработала», то такой тенденции не возникнет. Обратите внимание, что в определении используется выражение «частота появления». Скиннер считал, что в экспериментальном анализе поведения единственной зависимой переменной, стоящей изучения, является частота реакции. Если целью психологии является предсказание поведения и управление им, а по Скиннеру, это единственно важная цель, тогда нас будет интересовать только, появляется или нет определенный тип поведения и как часто он появляется в единицу времени.

Таким образом, по Скиннеру, характерное для нас поведение управляется окружающими условиями нашей жизни. По мнению этого ученого, чтобы предсказать поведение или управлять им, все что требуется — это «определить три вещи: 1) ситуацию, в которой возникает реакция, 2) саму реакцию и 3) подкрепляющие последствия. Взаимосвязь между ними — это ситуативное подкрепление» (Skinner, 1969, р. 7).

В лабораториях оперантное обусловливание чаще всего изучают с помощью прибора, называемого «проблемным ящиком Скиннера». На рис. 11.7 показана типичная камера для исследования крыс. Крыса нажимает выходящий из стены рычаг. Положительным последствием является попадание в кормушку пищи, что увеличивает вероятность повторного нажатия рычага крысой. Отрицательным последствием может быть короткий электрический разряд, подаваемый на решетку пола и уменьшающий вероятность нажатия рычага в будущем. Рис. 11.7. Оперантная камера с кумулятивной записью для изучения крыс

Рис. 11.7. Оперантная камера с кумулятивной записью для изучения крыс

Когда рефлекс нажимания рычага выработан, можно начать управлять им с помощью стимулов окружения, таких как лампочка, расположенная прямо над рычагом. Если кусочки еды появляются после нажатия рычага только при горящей лампочке, животное быстро научается проводить простую дифференциацию: нажимать при включенной лампочке и не нажимать при выключенной. На скинне-ровском языке условий подкрепления зажженный в камере свет означает «ситуацию, в которой возникла реакция», «сама реакция» — это нажатие рычага, а кусочки еды — это «подкрепляющие последствия».

Частота нажатий рычага регистрируется прибором, называемым «кумулятив-ным записывающим устройством». На рис. 11.8, а изображен такой прибор в действии. Бумага поступает в прибор с постоянной скоростью, что позволяет отмечать время на оси X. Перо самописца передвигается но бумаге на определенное расстояние каждый раз, когда животное нажимает на рычаг. Если за реакцией следует подкрепление, перо чертит короткую вертикальную линию. Когда перо доходит до края бумаги, оно возвращается на исходную позицию и начинает процесс сначала. Второе перо отмечает такие события, как включение и выключение света. Частоту реакции легко оценить по наклону появившейся кривой. Кривая на рис. 11.8, б говорит о том, что крыса сначала нажимала рычаг очень часто (вероятно, сигнальный свет в ящике был включен и нажатие рычага приводило к получению еды), но во второй половине записи она вряд ли вообще прикасалась к рычагу (вероятно, лампочка не горела).

Страницы: 1 2

Смотрите также

Основные черты экспериментальных исследований
Со времен Вудвортса психологи рассматривают эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные не ...

Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...

Задания для повторения
В конце каждой главы приводятся задания для повторения. Это задания двух типов: на выбор одного ответа из нескольких и на написание коротких эссе. Прежде чем выполнять задания, внимательно изучите ...