3) Организованное директивное влияние социума

Организм рождается в комплексной среде с высокой степенью организации и специализации. Если поместить высокоорганизованный элемент рядом с нейтральным, то неизбежный перевес получит первый их них, поскольку он в состоянии приспособить к себе все пока еще нейтральное. Если сопоставить ребенка нескольких лет от роду и пожилого человека, то последний окажется высокоорганизованной системой по сравнению с малышом.

На энергетическую целостность организма, который лепится в процессе своего роста в физической среде, постоянно воздействуют стимулы, согласующиеся с интересами взрослой среды — общества. Форма мышления индивида есть, кроме всего прочего, продукт многовековой истории общества. На «Я» воздействует совокупность векторов, обусловленная типом ментальной организации, уже существующей в семье, в которой растет малыш. «Я» представляет собой осадок социального окружения; поле этой фазы появляется сознание. Сознание пробуждается скорее в силу социальных, нежели органических процессов.

От «Я» начинается реальное самосохранение организма. Функция «Я» состоит в защите обособленной реальности, в которую оно помещено. Кроме того, эта функция заключается в опосредовании универсального к индивидуальному. «Я» опосредует и контролирует то, что существует ради организма.

Когда мы говорим «Я», мы имеем в виду структуру, способную быть посредником между внешней реальностью и организмом. Если организм следует, скорее, закону эротической экспансии, то «Я» предстает структурой, которая рождается в момент, когда организм подбирает для себя среду.

В психологическом ключе «Я» формируется, устанавливается одновременно с конкретной данностью. «Я» рождается в процессе осознания собственного тела по мере постепенного овладения им.

Процесс индивидуации начинается с тела. Это ставит «Я» в контакт со средой, пространством, временем, определенными родителями; с их помощью ребенок постигает многочисленные оттенки разных реальностей, людей, вещей.

Тело свидетельствует о себе как о чем-то, устремленном к получению. Все тело основано на инстинкте обладания. Ребенок проявляет себя в качестве индивидуации с потребностью в обладании. Это необходимо его собственной индивидуации. Все — еда, питье, сон, каприз, чувство любви, агрессивности — может быть сведено к одному общему инстинкту — инстинкту обладания.

Жизнь едина и неизменно тождественна самой себе. Она стремится размножиться на различных индивидов, которые живут, утверждая себя над другими индивидуа-циями . Индивидуация выживает до тех пор, пока она способна поддерживать в себе инстинкт обладания и координировать себя в направлении успешной его реализации. Инстинкт обладания представляет собой первичную феноменологию индивидуализированного существования, которому он гарантирует сохранение и расширение, или рост. Инстинктом, который тяготеет к своему обнаружению в новорожденном ребенке и затем перерастает во все более развитые формы, является инстинкт обладания. Еще прежде инстинкта самосохранения, эротического инстинкта, инстинкта голода мы могли бы органически обрисовать «Я» как некий вид захвата с целью обладания: инстинкт, который лежит в основе всех форм жизни, «стилизован» под инстинкт обладания.

Инстинкт обладания, переходя от одного отношения к другому, осуществляет прогрессивное опосредование одновременности всеобщего. Инстинкт обладания — это порыв, который опосредует часть к целому. «Я» — это рефлексивное овладение внутрисущностной и ноуменальной природой вещей и условиями, их причиняющими. Это динамика, которая выходит за рамки сферы наблюдаемого и совпадает как с центром субъекта, так и центральностью действия. Акт сознания — это сокровенность мирского действия. Примитивный инстинкт обладания расширяется как «Я» мира.

Диалектика априорного «Я»

В конечной редукции целей человека, константа «Н» модулируется посредством триединой диалектики: онто Ин-се, априорное «Я» и логико-историческое или психологическое «Я».

Эти модусы, верифицированные в их причине и цели, комплементарны и диалектичны, то есть являются диалектикой единого в момент построения существования. Природа этих трех факторов различна, но их модусы синхронизируются в едином естестве. «Я» не дано: ум

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Наблюдение
Как вы узнали из главы 1, в которой рассматриваются цели психологии, поведение невозможно предсказывать и объяснять, им нельзя управлять без предварительного точного описания этого поведения. Глав ...

Межличностная коммуникация
Межличностная коммуникация — это неформальное взаимодействие, которое происходит один на один или в малых группах. Беседуем ли мы с соседями по студенческому общежитию, болтаем ли по телефону с то ...

Психоаналитическая теория Фрейда
Теория Зигмунда Фрейда включена в эту книгу по нескольким причинам. Это была одна из самых первых четко сформулированных современных теорий личности, и она все еще сохраняет влияние в ряде дисциплин ...