Вне зависимости от того оценивается ли программа, реализуемая на предприятии или определенная правительственная программа, исследователи, занимающиеся ее оценкой, часто сталкиваются с этическими проблемами, которые никогда не встают перед психологами, работающими в лабораториях. Вот некоторые из них:

• Осведомленное согласие. Социальную помощь часто получают люди беспомощные. Когда их просят «добровольно поучаствовать» в исследовании и подписать документ об осведомленном согласии, они могут решить, что отказ «подписаться» будет означать потерю социальной поддержки. Исследователи должны совершать хорошо обдуманные действия, чтобы в такой ситуации убедить участников в ошибочности подобного мнения.

• Сохранение конфиденциальности. В некоторых исследованиях для сохранения конфиденциальности полученные от участников данные могут оставаться неподписанными. В других исследованиях необходимо знать, от кого именно получены данные. Например, исследователю может понадобиться вновь связаться с участниками, особенно если проводится лонгитюдное исследование. Или может потребоваться узнать, кто прошел опрос, чтобы связаться с теми, кто не прошел его. В таком случае следует разработать систему кодировки, чтобы скрыть имена участников. Иногда участники лонгитюдных исследований пользуются псевдонимами. Заполнив опросник, участник может анонимно послать его исследователю и сообщить о своем участии в отдельном письме (Sieber, 1998).

• Воспринимаемая несправедливость. Как было отмечено во вставке 7.2, некоторые люди могут возражать против участия в исследовании в качестве члена контрольной группы на том основании, что они не подвергаются предполагаемо благотворному воздействию. Хотя чаще всего члены контрольных групп подвергаются обычному воздействию, а не остаются вовсе без никакого, может возникнуть проблема контрольной группы. Например, если члены контрольной группы получат важную информацию о программе, в которой участвуют другие люди, может произойти «утечка» (см. вставку 8.2). Их возмущение по поводу того, что с другими «обращаются особенным образом», может серьезно повлиять на результаты исследования. Например, в исследовании, посвященном оценке изменений в работе угольной шахты, шахтеры из контрольной группы быстро начинают завидовать членам группы воздействия, которым, по их мнению, уделяют особое внимание и которые не должны так тяжело работать при той же зарплате (Blumberg & Pringle, 1983). Неприязнь распространилась и на самих исследователей. Рабочие из контрольной группы посчитали, что те находятся в сговоре с владельцем шахты с целью нарушить единство внутри профсоюза. Исследование в том виде, как оно было запланировано, пришлось прекратить.

• Избегание конфликтов с заинтересованными лицами. Заинтересованные лица - это люди, связанные с программой и материально заинтересованные в ее проведении, - заказчики, персонал и руководители программы. Исследователям, занимающимся оценкой программы, необходимо избегать возможных конфликтов с заинтересованными лицами. Это означает знать требования заинтересованных лиц и я

Страницы: 1 2

Смотрите также

Разработка исследований на основе теорий
В главе 1 были кратко описаны цели науки психологии и в качестве одной из таких целей было названо объяснение поведения. По сути, процесс объяснения представляет собой процесс построения и проверк ...

Межличностная коммуникация
Межличностная коммуникация — это неформальное взаимодействие, которое происходит один на один или в малых группах. Беседуем ли мы с соседями по студенческому общежитию, болтаем ли по телефону с то ...

Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...