Основное преимущество плана с прерванной временной последовательностью заключается в том, что он позволяет оценивать тенденции — предсказуемые события, которые возникают с течением времени. Предположим, к примеру, что вы хотите обнаружить влияние двухмесячной антиникотиновой кампании на количество курящих подростков. Программа может включать определенные методы убеждения, личные беседы, показ подросткам изображений легких курильщиков и т. д. Допустим, что у вас есть хороший способ выявления курильщиков. Вы проводите измерения за месяц до и через месяц после антиникотиновой программы и получаете результаты, представленные на рис. 10.6. Рис. 10.6. Частота курения непосредственно до и после гипотетической антиникотиновой

Рис. 10.6. Частота курения непосредственно до и после гипотетической антиникотиновой кампании

Успешна ли программа? Снижение частоты курения от предварительного тестирования к заключительному очевидно, но оценить его при отсутствии контрольной группы довольно сложно. Но даже без контрольной группы можно понять, эффективна ли программа, если провести не одно, а несколько измерений до и после ее проведения. На рис. 10.7 представлены возможные результаты исследования по оценке антиникотиновой кампании, в ходе которого частота курения измерялась каждый месяц в течение года до и года после проведения программы.

На рис. 10.7, а ясно показано, как с помощью плана с прерванной временной последовательностью можно выявить тенденцию. В данном случае видно, что уменьшение числа курильщиков, которое выглядело так замечательно на рис. 10.6, — это не более чем общая тенденция к снижению числа курильщиков среди взрослых. Это говорит о важной особенности планов с прерванной временной последовательностью — они позволяют исключить (т. е. фальсифицировать, помните?) альтернативные объяснения изменений, произошедших от предварительного к заключительному тестированию. Рис. 10.7. Гипстетическая антиникстинсвая кампания с планом с прерванной временной

Рис. 10.7. Гипстетическая антиникстинсвая кампания с планом с прерванной временной псследсвательнсстью - нескслькс возможных результатов

На рис. 10.7, б представлены два других результата, вызывающие вопросы об эффективности программы. На рис. 10.7, б количество курильщиков держалось довольно постоянным до кампании, а затем снизилось, но лишь немного. Другими словами, если антиникотиновая программа вообще имела какой-нибудь эффект, он был краткосрочным. На рис. 10.7, в снижение числа курильщиков после проведения программы является частью другой общей тенденции, па этот раз — периодических колебаний между более высоким и более низким уровнем курения. Идеальный результат показан на рис. 10.7, г. Здесь число курильщиков постоянно и довольно велико до начала программы, падает после того, как антиникотиновая программа приводится в исполнение, и сохраняется низким некоторое время после ее окончания. Обратите внимание, что показанный на рис. 10.7, г относительно неизменный базовый уровень, выявленный до начала кампании, позволил исследователям исключить эффект регрессии.

Пример 25. План с прерванной временной последовательностью

Результат, аналогичный последнему, был получен в исследовании производительности труда, проведенном в железолитейном цехе Вагнером с соавторами (Wagner, Rubin & Callahan, 1988). Исследователи изучали влияние введения стимулирующего плана, в соответствии с которым рабочие рассматривались не индивидуально, а как члены небольших групп, каждая из которых несла ответственность за определенную линию производства. Данные о производительности труда собирались в течение 10 лет, 4 года до введения стимулирующего плана и 6 лет после этого. Как видно из графика на рис. 10.8, где по оси X отложены отрезки времени, производительность до введения плана была довольно стабильной и не производила большого впечатления, но после введения плана она стала равномерно увеличиваться. Рис. 10.8. План с прерванной временной последовательностью; влияние стимулирующего

Страницы: 1 2

Смотрите также

Основные черты экспериментальных исследований
Со времен Вудвортса психологи рассматривают эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные не ...

Многомерный анализ
Двумерный анализ направлен на исследование взаимосвязей .между любыми двумя переменными. С помощью многомерного анализа изучаются взаимосвязи более чем двух переменных (часто количество переменных ...

Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...